Слайд 1Каменкова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
им. О.
И. Семёнова-Тян-Шанского
г. Мончегорска Мурманской обл.
Основные аспекты преемственности
дошкольного и начального
образования в условиях ФГОС
Слайд 2 «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха
человеческого развития, именуемая “детством”.
Д. Б. Эльконин
Слайд 3Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в
процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона от-рицания. (Философский
словарь. М., 1975. С.327.)
Слайд 4Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
1. На дошкольной ступени образования
сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка,
служащие основой успешного школьного обучения.
2. Школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал
Слайд 5Задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного звена:
1. Приобщение детей к
ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной
художественной деятельности.
3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
5. Включение детей в различные форсы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
6. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Слайд 6Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается
в следующем:
1. Создание системы непрерывного обучения.
2. Создание условий, благоприятных для адаптации к
школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
3. Формирование психологической готовности к школе.
4. Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
5. Создание новых творческих мастерских и проектов.
Слайд 7Компоненты психологической готовности ребёнка к школе
1) Личностная готовность – формирование у
ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника,
имеющего круг прав и обязанностей. Ребёнок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребёнка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно-двигательных координаций.
3) Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.
А также среди готовности к школьному обучению большое значение имеют:
1) Когнитивная готовность – сформированность познавательных про-цессов и навыков, необходимых для учебной деятельности;
2) Речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи.
3) Мотивационная и социальная готовность.
Слайд 8Целевые ориентиры Программы
выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Слайд 9Школа и детский сад – два смежных звена в системе
образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества
знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Слайд 10
17.10.2013
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Утрачивают силу приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации:
- от 23 ноября 2009
г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", регистрацио;
- от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Слайд 11Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Слайд 12Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
у ребенка развита крупная
и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 13
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального
общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 14
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст,
то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные
целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
Слайд 15Вывод:
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового
подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой
модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Слайд 16
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского
сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради
детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.