Слайд 1Работа с одарёнными детьми.
Подготовила Дэр Валентина Павловна,
Учитель МОУ «СОШ им.
Г.И. Успенского», д. Сябреницы.
Слайд 2 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Слайд 3ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ
- интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с
развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из
них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
Слайд 4ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ
- одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время
проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность
в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Слайд 5Методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный;
Слайд 6Формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые
задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4.
дискуссия;
5 ТРИЗ;
6. игры.
Слайд 7Очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные
игры и забавы;
проекты по различной тематике;
игра «Научно -
исследовательская лаборатория»;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания;
Слайд 8Проблемы одаренных детей.
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого,
что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения
в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Слайд 9Учителю-предметнику в работе необходимо:
1.Составить план занятий с ребенком, учитывая склонности
(гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности
ребенка.
2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
3. Ребенку предоставить:
название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины, которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой литературы
формы контроля
задания для самопроверки
Слайд 10Для анализа результатов работы оформить таблицу:
предмет
дата и время
консультаций
главные рассматриваемые вопросы
время работы с темой по программе
фактическое затраченное время
дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
невыясненные вопросы
причины отклонений от сроков.
Слайд 11Этапы работы с одарёнными детьми по естественнонаучному сопровождению
Выявление детей, интересующихся
предметом, путём наблюдений.
Привлечение этих учащихся к выполнению творческих заданий на
уроке.
Вовлечение во внеурочную деятельность биологического, экологического характера.
Работа над экологическими проектами.
Участие детей в предметных олимпиадах.
Ориентация на профессии биологической направленности.
Подготовка к экзаменам по предметам
естественнонаучного цикла.
Слайд 12Результат работы с одарёнными детьми за последние 3 года.
2008 год.
Попова Ольга участвовала в районной (2 место) и областной экологической
конференции.
ГИА. Первый раз сдавали экзамен в новой форме. В районе только наши учащиеся сдавали химию и биологию (Амбарцумян Анна и Чернышева Дарья).
ГИА в 9 классе выбрали химию 3 человека из 11, географию 2 человека.
2009 год. В районной экологической олимпиаде призовые места у Тишкиной Марины и Калининой Зарины.
2010 год. ЕГЭ по биологии сдавали Амбарцумян Анна, Чернышева Дарья, Леонов Андрей, Агафонов Евгений. Результат выше районного. Поступила в НовГУ на факультеты: медицинский, биологический; Университет им. Герцена на физвоспитание.
Берзух Антон участвовал в районной (2 место) и областной экологической конференции.
Тишкина Марина заняла 1 место в районной олимпиаде по биологии и участвовала в областной.
К экзамену по биологии готовятся 4 человека из 11.
Слайд 13Планирование дальнейшей работы.
Изучить особенности работы с одарёнными детьми.
Перейти в
работе от интуиций к системе.
Провести диагностику для выявления способностей у
детей.
Составить программу развития одарённых детей и поэтапного отслеживания результатов их достижений.
Слайд 14Литература.
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал
практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия
для менеджеров.Ленинград, 1991.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.