Слайд 1ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Панарина Л.Н., заместитель директора
по УВР
Слайд 2Что такое «технология» и «педагогичекая технология»
Технология – это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
Педагогическая технология - это
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Слайд 3Структура и характеристики педагогической технологии
Структура:
концептуальная основа (научная база)
содержательная часть
(цели и содержание обучения и воспитания)
процессуальная часть (формы, методы, средства,
условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).
Характеристики:
конкретность и четкость цели и задач;
наличие этапов:
первичной диагностики;
отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;
использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки.
Слайд 4Современные образовательные технологии
Здоровье сберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
технология проблемного
обучения
информационно-коммуникационные технологии;
технология портфолио учителя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Слайд 5Здоровьесберегающие технологии
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него
необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Классификация:
медико-профилактические
физкультурно-оздоровительные
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
Образовательные
обучения здоровому образу жизни
педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды
Слайд 6Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения
детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов:
«игровые»
«экскурсионные»
«повествовательные»
«конструктивные»
Слайд 7Этапы работы над проектом
1 шаг: Выбор темы
2 шаг: Тематическое планирование
3
шаг: Постановка цели проекта
4 шаг: Разработка совместного плана действий по
достижению цели
5 шаг: Проведение обсуждения по теме проекта с детьми («мозговой штурм»): Что знаем о предмете проекта? Что хотим узнать? Как мы сможем ответить на вопросы?
6 шаг: Совместное составление плана действий
7 шаг: выполнение проекта детьми с помощью учителя
8 шаг: Презентация проекта (итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет).
Слайд 8Технология исследовательской деятельности
Цель: сформировать у школьников основные ключевые компетенции, способность
к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов
проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Слайд 9Уровни проблемности
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает
её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Учитель ставит проблему, дети
самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, учитель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Учитель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
Слайд 10Этапы решения проблемы
1. Поиск средств анализа условий проблемы и
актуализация прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить
для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»
2. Процесс решения проблемы (открытие новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения, поиск «во внешних условиях», в различных источниках знаний).
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения (выполнение операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение).
4. Создание новой проблемной ситуации.
Слайд 11Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз
пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Функции портфолио
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ);
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Слайд 12Варианты портфолио (по И.Руденко)
Раздел 1 «Давайте познакомимся»
Раздел 2 «Я расту!»
Раздел
3 «Портрет моего ребенка»
Раздел 4 «Я мечтаю...»
Раздел 5 «Вот что
я могу»
Раздел 6 «Мои достижения»
Раздел 7 «Посоветуйте мне...»
Раздел 8 «Спрашивайте родители!»
Слайд 13Варианты портфолио (по В. Дмитриевой, Е. Егоровой)
Раздел 1 «Информация о
ребенке от родителей»
Раздел 2 «Информация о ребенке от педагогов»
Раздел
3 «Информация ребенка о себе»
Слайд 14Варианаты портфолио (по Л. И. Адаменко)
Блок «Какой ребенок хороший»
Блок
«Какой ребенок умелый»
Блок «Какой ребенок успешный»
Слайд 15Технология портфолио учителя
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2
«Результаты педагогической деятельности».
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5
«Работа с родителями»
Слайд 16Игровая технология
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным
признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Слайд 17Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:
Этапы технологии:
1 этап: обогащение игрового опыта
содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.
2 этап: развитие сюжетосложения на основе
использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.
3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.
Слайд 18Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр:
Этапы технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той
сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы,
беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.
Слайд 19Технология «ТРИЗ» (по Т.С. Альтшуллеру)
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Основная задача
- привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с
детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Программа ТРИЗ для школьников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.