Слайд 1Тема: Психологический механизм нравственного выбора
Слайд 2«Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»
В.А.Сухомлинский
Слайд 6Нравственность-...
берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат
как «moralis»– мораль.
«Нравы» – это те эталоны и нормы,
которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»
особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Слайд 7Мораль
в переводе с латинского означает «нравственность»
система норм и правил, определяющих
обязанности человека по отношению к обществу
Слайд 8Мораль и нравственность – понятия-синонимы.
Чем отличается
нравственность
от морали?
Слайд 9принципы реального практического поведения людей
степень усвоения личностью моральных ценностей общества
и практическое следование им в повседневной жизни
специфическая сфера культуры, в
которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Нравственность
Мораль
Слайд 10Содержание нравственности заключается в следующем:
В отношение к Родине (патриотизм) –
любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на
ее защиту, если это потребуется.
Слайд 112. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности
в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для
себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
Слайд 12
3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои
желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями
других, умение подчинятся и умение руководить.
Слайд 13
4. В отношение к себе – уважение себя при уважении
других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота,
скромность.
Слайд 14
5. В человеколюбие или гуманность
Слайд 16«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание,
чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных
качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»
Слайд 17Методы нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в
руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития
и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
Слайд 18Результатом нравственного воспитания
является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно
ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
Слайд 19Функция нравственного воспитания:
сформировать нравственные чувства
устойчивое моральное поведение
выработать навыки
и привычки
развить у молодежи собственное активное отношение к жизни
и конкретной деятельности
соотносить свои привычки с общественным долгом.
Слайд 20Методы формирования нравственного сознания:
Убеждение в форме разъяснения – воздействие на
сознание, чувства, волю подростка с целью формирования положительных нравственных качеств
(осуществляется в форме разъяснения).
Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).
Этическая беседа – беседа на нравственные темы.
Слайд 22Методы стимулирования чувств и отношений
Пример – воздействие поступков на чувства,
сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения).
Поощрение
Наказание
(кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).
Слайд 24Психолого-педагогические методики нравственного воспитания подростков
Слайд 25Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в
воспитательный процесс дают следующие методики:
недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например,
«Хорошая жизнь — это ...»
«тезис и мнение по нему». Например, «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский)
«альтернативный тезис» типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»
«метод ранжирования» (расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.;
Слайд 26
«социометрическое изучение межличностных отношений в групповом коллективе» позволяет педагогу, периодически
повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое
о классе в целом и о каждом студенте: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»)
«цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, педагогу не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников;
«метод обобщения независимых характеристик» позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди — родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые люди.