Слайд 2РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Педагог-психолог в детском саду
Педагог-психолог в школе
Психолог в Доме ребенка
Преподаватель психологии
в
общеобразовательной школе
Преподаватель психологии в ВУЗе
Психолог – реабилитолог
Психолог- профконсультант
Семейный психолог - консультант
Слайд 3Педагог –психолог в ОУ
Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось
в 1988 г.
Основная цель: обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье
предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
Задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка (интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр).; создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду; оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Слайд 4Преподаватель психологии в
общеобразовательной школе
Цель деятельности: ознакомление учащихся
с предметом «психология»
Профессиональные обязанности: донесение в доступной для школьников форме
необходимого материала (программы); формирование представления о психологии; проведение различных тренингов, психологических игр, тестов, выявляющих способности, а также тестов на профессиональную ориентацию (для учащихся 10-11 классов); отвечать на различные вопросы учащихся.
Слайд 5Преподаватель психологии в ВУЗе
Слайд 6Психолог - реабилитолог
Ориентиры деятельности:
Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и
его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения
и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.
Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества.
В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.
Слайд 7Семейный психолог-консультант
Задача: оказание психологической помощи тому или иному человеку или
небольшой группе людей, обратившемуся за ней к психологу, с помощью
методов и техник, которые показали свою надежность.
Семейный психолог-консультант - это профессиональный психолог, который специализируется на проблемах внутри одной семьи; он помогает одному человеку в случае, когда тот испытывает трудности в семейной жизни, но чаще всего такие семейные проблемы необходимо решать, обсуждая их со всеми членами семьи, задействованными в этой проблемной ситуации.
Слайд 8РАБОТА ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Клинический нейропсихолог
Детский нейропсихолог
Психолог в психиатрической клинике
Психолог
(психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере )
Психолог – перинатолог
Психолог- консультант в
отделении экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
Слайд 9Детский нейропсихолог
Детские нейропсихологи проводят диагностику, анализ, выясняя структуру дефекта и
в соответствии с этим выстраивают методы работы, чтобы помочь больному
ребенку преодолеть его дефект.
Нейропсихолог проводит обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. В таком случае нейропсихолог применяет как традиционные найропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий).
Слайд 10Психолог- перинатолог
Проблемные ситуации, в которых может быть необходима психологическая поддержка
нормально протекающая беременность;
женщины, сохраняющие беременность в медицинских учреждениях;
женщины
после самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша);
беременность у женщин, не достигших совершеннолетия;
женщины с многоплодными беременностями;
женщины после искусственного оплодотворения;
женщины, относящиеся к группе матерей-одиночек;
женщины выступающие, как суррогатные матери;
женщины, которые хотят отказаться от ребенка;
оказание психологической поддержки во время родов;
психологическая поддержка программы грудного вскармливания;
психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме.
Слайд 11РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Эргономист
Военный психолог (психолог полка)
Психолог в
гражданской авиации
Психолог – эксперт (в гражданской авиации)
Психолог, работающий с персоналом
банка
Психолог железнодорожного депо
Кадровый консультант (консультант по персоналу)
Психодиагност в управлении персоналом
Тренинг - менеджер
Психолог – консультант (психология менеджмента)
Организационный психолог (консультант по управлению)
Слайд 12Военный психолог
Работа военного психолога направлена на повышение
эффективности деятельности военнослужащих,
поддержание
их психологической устойчивости и морально-
психологического состояния.
Слайд 13Психолог- консультант в службе экстренной психологической помощи
Основная функция работника службы
ТД
оказывать психологическую помощь тем
людям, которые обратились в их
службу со
своими проблемами. Обращение в такую
службу добровольно, анонимно и, в
большинстве случаев, носит разовый
характер.
Основные принципы работы:
постоянная доступность;
анонимность звонка;
уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего;
консультантами являются люди,
прошедшие отбор и профессиональную подготовку, постоянно повышающие свою квалификацию.
Слайд 14Психологи в гражданской авиации
Задачами психологов
являются:
выработка критериев профессиональной пригодности различных
категорий работников на борту самолета;
обучение работников службы сервиса основам психологии
межличностного общения;
исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).
Задачи психолога- эксперта:
проведение предполетной экспертизы летчиков; Обследованию подлежат три блока психических образований:
оценка памяти и внимания (заучивание 15 слов, запоминание с помощью пиктограмм, корректурная проба, «черно-красная таблица»);
оценка мышления (задачи на простые и сложные аналогии, «компасы», «установление закономерностей»);
оценка ситуативной и личностной тревожности (личностные тесты, опросники).
Слайд 15Кадровый консультант
(консультант по персоналу)
Основные задачи кадрового консультанта:
Индивидуальная, групповая диагностика
организации.
Формирование групповых норм и организационной культуры.
Разработка программ развития персонала (учебные
планы и программы, включая планирование карьеры).
Разработка программ стимулирования персонала.
Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов
Слайд 16Тренинг – менеджер —человек, который занимается профессиональным обучением и развитием
персонала внутри организации.
Задачи:
проведение внутрифирменного обучения персонала по специально разработанным
программам;
мониторинг внешнего обучения и программ, которые предлагаются на внешнем рынке
Психодиагност в управлении персоналом
Должностные обязанности:
анализ информации, предъявленной к данной вакансии содержанием работы;
изучение требований работодателя к предоставляемой кандидатуре на вакансию;
подготовку к проведению собеседования; сбор и изучение предварительных данных о кандидате (анкета-резюме);
проведение собеседования;
анализ результатов собеседования и тестового обследования;
подготовительную работу с кандидатом перед собеседованием у работодателя;
формирование базы данных потенциальной рабочей силы.
Слайд 17Организационный консультант
Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация,
способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира.
Объекты
деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.
Слайд 18Рекомендуемая литература
Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК
ГС, 1996.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.:
Питер, 2001.
Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, МПСИ, 2000.
Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Лютенс Ф. Организационное поведение. Перев. с англ. 7-го изд.- М.: ИНФРА-М, 1999.
Психология менеджмента. Учебник /Под ред. С.Г.Никифорова. – СПб.: СПАбГУ, 2000.
Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998