Слайд 1Самостоятельная работа на уроках в начальной школе
Выступление учителя
начальных классов
гимназии №8
Сафаровой Л. П
Слайд 2
Сущность и значение самостоятельной деятельности учащихся
Слайд 3Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения - это такая
работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его
заданию в специально предоставленное для этого время
Б. П. Есипов
Слайд 4Виды сочетания деятельности учащегося и учителя
Учитель сам не излагает материал,
а лишь организует самостоятельную работу учащихся
Изучение нового материала начинается сообщениями
учащихся
Учитель останавливается только на основных вопросах
Учитель даёт лишь введение к теме, а учащиеся под его руководством изучают весь материал
И. Т. Огородников
Слайд 55 признаков самостоятельной работы
Выполнение по заданию учителя
В специально отведённое время
Работают
все учащиеся
Работа выполняется без непосредственного участия учителя
Познавательная деятельность включает как
мыслительные так и моторные действия
Г. М. Муртазин
Слайд 65 признаков самостоятельной работы
Наличие цели
Конкретное задание
Чёткая форма выражения результата работы
Определение
формы проверки результата
Обязательное выполнение работы каждым учеником
Т. И. Шамова
Слайд 7Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся
Копирующие действия
Репродуктивная деятельность
Продуктивная деятельность
Самостоятельная деятельность
Слайд 8Требования при организации самостоятельных работ
Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную
цель
Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной
работы
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся
Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе
Слайд 9Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ
Содержание и ход самостоятельной
работы у учащихся должен вызвать интерес
Самостоятельная работа должна обеспечить развитие
познавательных способностей учащихся
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию
В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика
Слайд 10Самостоятельная работа над учебной литературой
1. Работа над текстом
учебника по составлению:
2. Работа над иллюстративным материалом учебника
3. Выполнение
упражнений и заданий на базе учебника:
плана
конспекта
ответов на вопросы учителя
таблиц
диаграмм и схем
поиски примеров
составление задач
Слайд 11
4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:
с художественной
литературой
с другими литературными источниками
со словарями
с наглядными пособиями
с диа
– и кинофильмами
наблюдение
работа с магнитофоном
Слайд 12Классификация самостоятельной работы
Вопроизводящие самостоятельные работы
Реконструктивно – вариативные самостоятельные работы
Эвристические самостоятельные
работы
Творческие самостоятельные работы
Слайд 13Разноуровневые задания
1 уровень – базовый.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
пиро(г, к), шка(ф, в), ястре(б, п), моро(з, с)
заво(д, т), ё(ж, ш), кро(т, д), лис(т, д)
2 уровень – повышенной трудности.
а. Прочитай слова. Проверь их. Подчеркни лишнее слово.
лоша…ь - …, медве…ь - …, моро… - …
хле… - …, ено… - …, голу…ь - …
б. Составь предложение с одним из этих слов.
Слайд 143 уровень-творческий
Придумай 5 слов с согласными в слабой
позиции, написав к каждому проверочные слова. Составь с одним из
слов предложение.
Слайд 15
«Не все дети одинаково учатся. Одни учатся лучше,
другие – хуже, одни более развитые, другие – менее. Их
надо развивать, развивать».
В. А. Сухомлинский
Слайд 16Работа в парах
Статистическая пара
Динамическая пара
Вариационная пара
Слайд 17Виды работ
Составление предложения
Чтение по ролям
Закончи рассказ
Проверь слова
Найди ошибки
Отгадай кроссворд
Реши примеры и т.д.
Слайд 18Групповые технологии
Взаимное обогащение учащихся в группе
Организация совместных действий, ведущая к
активизации учебно – познавательных процессов
Распределение начальных действий и операций
Обмен способами
действия
Взаимопонимание
Рефлексия
Слайд 19Технологический процесс групповой работы
Подготовка к выполнению группового задания
Групповая работа
Заключительная часть
Слайд 21Виды работ
Составление рассказа
Закончи рассказ
Перескажи текст
Зачёт по темам
Викторины
Составление кроссвордов
Слайд 22Виды контроля
Контроль учителя
Самоконтроль
Взаимоконтроль
Внутренний самоконтроль
Слайд 24Работа с сюжетными картинками
Составление предложений по опорным словам и выражениям
Составление
полных ответов на вопросы
Составление рассказа
Озаглавливание картинок
Слайд 25Работа с учебником на уроках чтения
Выделение главной мысли прочитанного
Составление плана
прочитанного
Словесное рисование картин к тексту, рассказов по картинкам
Составление плана с
помощью системы вопросов
Деление текста на смысловые части и выделение главной мысли
Составление различных планов
Составление сравнительных характеристик
Слайд 26
Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу ,упорство в достижении цели,
учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством в превращении полученных знаний
в умения и навыки.