Слайд 1Консультация для педагогов
на тему: "Воровство. Анализ причин и коррекция"
Слайд 2Мотивы:
Сделать благо себе;
Сделать посредством украденного приятное другим, и тем заслужить
их хорошее отношение;
«За компанию» - совместное воровство не для обогащения,
но на основе желания быть принятым группой.
Первые два класса мотивов служат основанием индивидуального воровства.
Класс мотивов, «сделать благо себе» имеет следующие проявления:
«Импровизация» - импульсивное побуждение украсть при условиях:
-вещь, которая привлекает его внимание;
-ребенок находится один с нужной вещью;
2. Более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается в конкретное побуждение при условиях благоприятных;
3. Побуждение отомстить конкретному человеку или всем сразу;
Это побуждение обусловлено четким пониманием негативного социального характера воровства.
Слайд 3 Мотивы, связанные с пониманием асоциального значения воровства:
Это личностные факторы:
1.Личностные
позиции (иногда неосознанные)
«мне никогда не купят такую вещь»;
«я
не имею права просить поиграть с этой вещью»;
2.Чувство одиночества и обиды, фрустрированность отсутствия силы «Я» (ответственной самостоятельности).
3. Неумение открыто выражать желания, добиваться целей. Застенчивость и страх в ситуации необходимости открыто попросить о том, что является предметом желаний.
4. Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением, неумение противостоять импульсивности побуждениям, возникшим под влиянием особенностям сложившейся ситуации.
5. Отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности.
6. Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать события и их последствия (Знает, что воровать нельзя, но в определенный момент абстрагируется от этого).
7. Неумение откладывать собственные желания «на потом», невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения «фрустрирующая ситуация».
Описанные причины появления мотивов воровства в свою очередь имеют основания нарушения межличностных и внутриличностных отношений, прежде всего взаимоотношений в семье.
Слайд 4Меры профилактики детского воровства.
- не провоцировать ребенка, не оставлять
его одного с вещью, которая ему нравится;
- не проявлять постоянную
тревожность относительно того, что ребенок может совершить воровство; (сочетание с первым).
-спокойно отвечать на вопросы ребенка о воровстве, предположения его о том, что произойдет, если он возьмет чужую вещь. Необходимо не наказывать за высказывание намерения, желания, но четко объяснить нежелательность поступка и его последствия;
- не остро эмоционально, но четко, в доступной пониманию ребенка форме, реагировать на любые стремления ребенка взять что – то не принадлежащее ему (нашел вещь – не брать, это предворовство);
- запрещение воровства должно сочетаться с некоторой компенсацией;
- осуществить «вещественную компенсацию», лишить ребенка чужой вещи. Сделать это не в ситуации запрета, а несколько позже;
- предотвратить или устранить чувство «заброшенности» и одиночества у ребенка. Это чувство, связано с переживанием обиды, и желанием отомстить, и компенсировать себе недостаток любви и внимания.
Слайд 5Различают острое «воровство» и «хроническое».
Условия протекания хронического воровства:
окружающие лица, обнаруживающие
воровство, постоянно ругают ребенка, не доводя, однако, свои воспитательные воздействия
до завершения не возлагая ответственности на ребенка, часто меняя свои требования: то прощая, то неадекватно сильно наказывая ребенка.
Если предыдущие воспитательные воздействия были недостаточно четки, понятны ребенку и, вследствие этого, малоэффективны, то необходимо отделиться от них;
сообщить какую – либо причину, по которой ранее действия ребенка прощались, а теперь будут наказываться;
сказать, что он должен ориентироваться на те оценки, которые высказываются сейчас.
Слайд 6Действия взрослого при обнаружении воровства:
При формально – ролевых отношениях:
осудить
поступок (без проявления эмоций);
установить некоторое наказание (приложение каких – либо
усилий для исправление совершенного);
возложить ответственность за совершение действия на ребенка.
При этом необходимо избегать «морализирования», стремления переделать личность провинившегося (формально – ролевые отношения не касаются личности).
Можно предварительно договориться с потерпевшим о его реакции на возвращение вещи. Лучше, если потерпевший не будет говорить о совести, о стыде, не выказывает положительной оценки, а сделает вид, что ему приятно, но принимает возвращение как должное, как что – то обычное (не возможно, чтобы ребенок не вернул, то, что украл).
Слайд 7 Реагирование при конфликтных отношениях.
Если отношения эмоционально напряжены, то можно
утверждать, что причина именно в том.
открыто сказать, о желании
сотрудничать с ребенком;
пообещать, что больше не будет «морализирований», но будет признаваться право контактировать с взрослыми на равных;
выказать ребенку собственные чувства, уверить в любви и принятии;
предложить совместное решение всех проблем;
спросить, ребенка согласен ли он, предложить что – то конкретное.
Слайд 8 Реагирование в рамках эмоционально – позитивных близких отношений.
Необходимо оценить
поступок ребенка, а затем описать, какие действия требуются от ребенка.
продемонстрировать
готовность оказать поддержку, а так же то, что поступок не влечет за собой лишение ребенка родительской любви, но это не устраняет необходимости исправления ребенком совершенного им действия. После совершения ребенком «компенсирующих» действий нужно, используя близкие отношения с ребенком, перейти к устранению причин обуславливающих побуждение украсть (выяснение причин предварительно).
Для оказания благоприятного воздействия на ребенка (коррекции) – необходимо выявление стадии моральных представлений.
Основное в ответах ребенка – что подлежит анализу, - заключается в обосновании поступка, а так же описании последствий тех действий, которые признаются ребенком как сокровенные.