Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Слайд 2Показания к использованию нейропсихологической коррекции
снижение общей работоспособности, повышенная утомляемость, рассеянность;
нарушение
мыслительной деятельности;
снижение функции внимания и памяти;
несформированность пространственных представлений;
недостаточность саморегуляции и
контроля в процессе учебной деятельности.
Слайд 3Задачи
нейрокпсихолого-педагогического сопровождения
- развитие произвольного внимания и саморегуляции;
-
формирование сенсомоторного контроля;
- оптимизация тонуса;
- преодоление ригидных телесных
установок и синкенезий.
Слайд 4Этапы программы
1. психомоторный (двигательный)
2. когнитивная коррекция (сначала охватывается сфера
восприятия, мышления, затем - расширяется объём зрительного восприятия, развивается ориентировка
в пространстве, слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативная функция речи)
3.психологические тренинги (расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование положительной оценки себя и своих способностей)
Слайд 5Структура занятий
1.активизация и развитие впф;
2. дыхательные упражнения;
3. развитие общей и мелкой моторики
4. игры с мячом;
5. растяжки;
6. развитие пространственной ориентации;
7. развитие базовых сенсомоторных функций;
8. логоритмика;
9. деролинг
10. рефлексия
Слайд 6Активизация и развитие впф
Активизация ресурсов
Снятие психоэмоционального напряжения
Игры на внимание
настраивают ребенка на рабочий ритм, обеспечивают необходимый уровень концентрации на
деятельности, развивают работоспособность
Слайд 7дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника,
пульсация сосудов и т.д.) приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Занятия в сенсорной
Слайд 8самомассаж
Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя различные виды
массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.
Прикосновение к ребенку сразу же после рождения стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие. Если нервные окончания не активизируются, то это ведет к задержке развития мышц, к снижению восприятия информации, дефектам в развитии эмоциональной сферы и трудностям в обучении.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначалавзрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
Слайд 9 развитие базовых сенсомоторных функций;
При их выполнении развивается межполушарное
взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит
«чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Слайд 10развитие пространственной ориентации
Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и
шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям
и отдельным пальцам и соответственно от коленей к пальцам ног. Регуляция силы мышечного тонуса также может проходить в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.
Слайд 11игры с мячом
Динамическая организация двигательного акта. Динамическая организация движения связана
с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии
однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию».
Слайд 12растяжки
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая
мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных
задач коррекции. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и так же быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются..
Слайд 13глазодвигательный репертуар
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они
способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно
использовать перед письменными заданиями.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения.
Слайд 14
1. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и
язы¬ка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по че¬тырем основным, четырем
диагональным направлениям, от себя и к себе), в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти (они неподвижны):
2. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (одно-направленные и разнонаправленные).
3.Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.
4. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.
5. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.
Все перечисленные упражнения выполняются постепенно; по мере усвое¬ния, должны внедряться в последующие занятия и выполняться в положе¬нии лежа, сидя, стоя.
Слайд 15глазодвигательный репертуар
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в
мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз. Упражнения, построенные
на движениях глаз, языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область, которая соединяет базальный ганглий с лобными долями мозга,контролирующими мышление, речь и поведение
Слайд 16релаксация
Упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с
целью настройки, так и в конце — с целью интеграции
приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению,рефлексии
Слайд 17базовые сенсомоторные взаимодействия
Получаемый ребенком начальный сенсорный опыт способствует созреванию правого
полушария, что позволяет развивать зрительное восприятие, наглядное мышление, образную память
Слайд 18базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность
Наличие значительного количества
центров в головном мозге, обеспечивающих работу руки, нужно иметь в
виду, что их активизация способствует оптимизации тонуса, развитию речи, самоконтроля, мыслительной деятельности
Слайд 19Развитие ориентировки в пространстве
Преодоление проблем, связанных с пространственной ориентировкой, предполагает
формирование опыта действий одновременно обеими руками, в обе стороны
Слайд 20расширение адаптационных возможностей
Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать
приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т. е. рассматривать ситуацию
как бы с точки зрения другого. Так он учится видеть те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно спонтанно им не выделяются. Благодаря соотнесению разных точек зрения постепенно снимается «центрация» на отдельных сторонах решаемой задачи.
Слайд 21формирование положительной оценки себя и своих способностей
Залогом успешного развития и
коррекции мнестических возможностей ребенка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т.
е. перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.
Слайд 22развитие коммуникативных навыков
Развитие внимания. Упражнения строятся по следующему принципу: задается
условный сигнал (хлопок, свисток, колокольчик и т.д.) и соответствующая ему
реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией.
Упражнения, направленные на развитие пространственных функций, формирование пространственных представлений. В онтогенезе сначала происходит освоение пространства в своем теле, затем в реальном пространстве, затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.
Слайд 23литература
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
2. Семаго
Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего
школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
7. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.