Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Презентация Григорьевой Е.В.
МБОУ «СОШ № 5»
ТОРЖОК
2014
Слайд 2«Здоровье – это самое ценное,
что есть у человека»
Н.А.
Семашко
Здоровье – это:
состояние полного физического, психического и социального благополучия человека.
динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.
Слайд 3Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане –
здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать
усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Слайд 4Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся
взаимоотношения с одноклассниками
отношение
учителей
здоровье учителей
вид учебной деятельности
технологии
стиль преподавания
отметка, оценка знаний
объем домашних заданий
режим
дня
расписание учебных занятий
питание
санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)
режим перемен
Организация занятий
Режим функционирования школы
здоровье школьника
уроки физкультуры
спортивные секции и кружки
учебный план
выбор УМК
выбор программ
досуговая деятельность
Слайд 5Здоровьесберегающие образовательные технологии
… это системно организованная совокупность программ, приемов и
методов организации образовательного процесса, не наносящего
ущерба здоровью его
участников.
Слайд 6При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно
обратить внимание на следующие аспекты урока:
Гигиенические условия в классе
(кабинете);
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Слайд 7Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и
т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 8Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
Нормой считается
4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе
с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Слайд 9Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная
норма: 7-10 минут.
Слайд 10Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут.
Слайд 11Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые
позволяют им превратиться в субъекты деятельности. ЭТО:
методы свободного выбора (свободная
беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Слайд 12Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования, дискуссии,
обсуждения,
привития интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как
учебных, так и
воспитательных задач.
Слайд 13Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации
школьников, но и губительно отражается на их характере.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Слайд 14Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной
составной
частью урока. Необходимо обратить внимание на их
содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех
легких упражнений с 3-4
повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Слайд 15Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть
урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Слайд 16Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат
на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд
положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Слайд 17Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если
на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Слайд 18Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется
в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников
в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Слайд 19Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было
спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать
задание на дом,
попрощаться со школьниками.
Слайд 20Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности
проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с
урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Слайд 21СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Не откусывайте на работе больше, чем можете
прожевать!
Всегда точно знайте, с какой стороны ваш хлеб намазан
маслом!