Разделы презентаций


Актуальные технологии в историческом образовании. Современные требования к уроку истории

Содержание

Структура деятельности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Актуальные технологии в историческом образовании. Современные требования к уроку истории

Актуальные технологии в историческом образовании. Современные требования к уроку истории

Слайд 2Структура деятельности

Структура деятельности

Слайд 3Учебная деятельность – организованная педагогом, целенаправленная активная деятельность учащегося по

овладению им знаниями, универсальными умениями и компетентностями

Компоненты:
информационно-ориентационный
операционно-исполнительский
контрольно-

коррекционный
Учебная деятельность – организованная педагогом, целенаправленная активная деятельность учащегося по овладению им знаниями, универсальными умениями и компетентностямиКомпоненты:информационно-ориентационный

Слайд 4Подходы к организации урока

Подходы к организации урока

Слайд 5Целеполагание
А) цели учитель не предъявляет, но делает все, чтобы они

достигались.
Б) цели сообщаются ученикам (ребенок – субъект целеосуществления).
В) цели ученик

формулирует сам (сообщается только тема урока).

Операционная постановка цели означает
формулирование конкретного, измеряемого, определяемого качественными показателями желаемого результата;
ясность способа определения соответствия цели и результата;
определение времени достижения результата.
Целеполагание	А) цели учитель не предъявляет, но делает все, чтобы они достигались.	Б) цели сообщаются ученикам (ребенок – субъект

Слайд 6Информационный
Соответствие отобранного содержания целям урока и уровню подготовки учащихся (задание

по самостоятельному поиску информации под цели деятельности)
Наличие четких инструкций по

работе с информацией
Обеспечение доступа к информации



ИнформационныйСоответствие отобранного содержания целям урока и уровню подготовки учащихся (задание по самостоятельному поиску информации под цели деятельности)Наличие

Слайд 7Рефлексия
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) - 1)

размышление, самонаблюдение.
2) форма теоретической деятельности человека, направленная

на осмысление собственных действий и их законов.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил. – с. 68

Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок.
Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.

РефлексияРефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад)  - 1) размышление, самонаблюдение.   2) форма теоретической

Слайд 8Возраст становления рефлексии
Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм –

оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать

Младший школьник (7

– 10 лет) : Овладение интеллектуальной рефлексией в ситуации решения учебных задач

Подросток (10-11 - 15 лет): период наиболее яркого развития и проявления рефлексии. Проявление личной рефлексии и познание мира через образ «Я». Особая эмоциональность, восприимчивость и ассоциативность. Самоидентификация - «КТО Я?»

Юношеский возраст (15-16 – 21 год) : личностное и профессиональное самоопределение, проявление гражданских и личных качеств, ценностей в амплуа взрослого человека
Возраст становления рефлексии Дошкольный возраст (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему

Слайд 9КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннем мире другого человека и причинах его

поступков,
качество познания человека человеком
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: рефлексируются знания
об

объекте и способы действия с ним.

ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: объектом являются собственные
поступки, образы "Я" как индивидуальности, –
процесс переосмысления "Я".

КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: знания о ролевой структуре и организации коллективного взаимодействия.

КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, качество познания человека человеком ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

Слайд 10Определение способов действия, выбор методов и средств для достижения цели
Соотношение

цели и результатов, определение эффективности
Анализ собственного знания и незнания, определение

цели деятельности.

Размышление направлено на разрешение сомнения, противоречия, затруднения.

Будьте внимательны к своим мыслям, -
они начало поступков (Лао Цзы)

Определение способов действия, выбор методов и средств для достижения целиСоотношение цели и результатов, определение эффективностиАнализ собственного знания

Слайд 11ПРЕДМЕТ
РЕФЛЕКСИИ
АНАЛИЗ
ТРУДНОСТЕЙ
И ПРОБЛЕМ
В РАБОТЕ
ОЦЕНКА
ВКЛАДА
МИКРОГРУПП


И ОТДЕЛЬНЫХ
УЧАСТНИКОВ
ВЫЯВЛЕНИЕ
СЛАБЫХ
СТОРОН
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБСУЖДЕНИЕ
ПУТЕЙ
ЭФФЕКТИВНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПЛАНОВ
Чему научился


коллектив
в процессе работы?

Каковы преимущества работы команды?

Что вами сделано хорошо?

Что бы вы сделали по другому, если бы вы начали работу снова?

Чему лично вы научились в процессе работы по теме?

В чем вы видите недоработки команды?

Какие умения вы приобрели или развили, работая по данному вопросу?

КООПЕРАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

ПРЕДМЕТ РЕФЛЕКСИИ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ В РАБОТЕОЦЕНКА ВКЛАДА МИКРОГРУПП И ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВВЫЯВЛЕНИЕ СЛАБЫХСТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБСУЖДЕНИЕ ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОЙ

Слайд 12Личностная рефлексия
Со мною вот что происходит –
Ко мне мой

старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразны,

но не те…
Е.Евтушенко (1989)

Что происходит? Что я делаю и почему? Что для меня важно? …


самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Вот стою, держу весло, через миг - отчалю..
Сердце бедное свело болью и печалью…

Личностная рефлексияСо мною вот что происходит – Ко мне мой старый друг не ходит, А ходят в

Слайд 13РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 14ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Начинать с постановки целей и организации заданий, которые

отвечают потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению информации и действий.
Предоставить

источники информации и средства для опробования действий.
Обеспечивать самостоятельное освоение материала
Обеспечивать ученика текущей информацией о результатах свершаемых действий.
Подводить ученика через анализ и обобщение результатов к суждениям о свойствах реальности.

ПРИНЦИПЫ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯНачинать с постановки целей и организации заданий, которые отвечают потребностям учащихся, побуждают к поиску, освоению

Слайд 15 Условия обучения рефлексии
поощрение фиксации знания о незнании;
внедрение идеологии сомнения и

критики;
внедрение идеологии знаковости,
приучение учащихся усматривать за формой содержание («умение

создавать знак есть отличительный признак умных, талантливых, творческих личностей»);
внедрение идеологии плюрализма разных позиций.

«Если я дам человеку рыбу, я накормлю
его на один день. Если я научу его рыбачить,
он сможет кормить себя всю жизнь»

Условия обучения рефлексии поощрение фиксации знания о незнании;внедрение идеологии сомнения и критики;внедрение идеологии знаковости, приучение учащихся

Слайд 16РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
По предмету рефлексии:
Содержательная рефлексия;
Ценностно –смысловая;
Рефлексия деятельности
По

форме:
Устная рефлексия;
письменная;
Графическая / символическая
кинестетическая

По организационным формам:
Коллективная
групповая
индивидуальная

РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫПо предмету рефлексии: Содержательная рефлексия;Ценностно –смысловая;Рефлексия деятельностиПо форме: Устная рефлексия;письменная;Графическая / символическаякинестетическаяПо организационным формам:

Слайд 17СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ
- Технология критического мышления (методы работы с

текстом)
- метод проектов (проектная технология)
- интерактивные технологии, т.д.


- обучение школьников задавать себе вопросы, фиксировать знание о незнании («неоконченное предложение», «учебное затруднение», др..)
- приемы, которые позволяют связать личный опыт
с учебными текстами,
- поощрение наличия собственного мнения, видения;
(«Аналитическая таблица», «квадрат»
«взаимооценивание работы в группе»),
- демонстрация учителем рефлексии своей деятельности;




СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ - Технология критического мышления (методы работы с текстом) - метод проектов (проектная технология) -

Слайд 19Технология развития критического мышления
Основные цели занятия с применением технологии

развития критического мышления:
развитие критического мышления;
развитие творческого потенциала будущего исследователя;
развитие умений

сотрудничать и работать в группе;
развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;
развитие умения решать учебные проблемы.

Учебное содержание, изучаемое при помощи данной технологии:
информационные учебные тексты;
повествовательные тексты;
проблемные тексты.
Технология развития критического мышления Основные цели занятия с применением технологии развития критического мышления:развитие критического мышления;развитие творческого потенциала

Слайд 20Этапы реализации технологии развития критического мышления
1.Вызов.
Учащиеся вспоминают, что

им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до

ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

2.Осмысление.
Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения

3.Рефлексия.
Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации. Выражают новые идеи собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.
Этапы реализации технологии развития критического мышления 1.Вызов. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения),

Слайд 21Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
«Толстые» вопросы
Объясните почему …?
Почему вы считаете

…?
В чем различие …?
Предположите, что будет если …?
«Тонкие» вопросы
Кто?

Что? Когда? Где? Как?
Может …?
Будет ли …?
Было ли …?
Согласны ли вы …?
Верите ли вы …?
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов«Толстые» вопросыОбъясните почему …?Почему вы считаете …?В чем различие …?Предположите, что будет если

Слайд 22Технология игрового обучения
Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках

технологии игрового обучения:
развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;
умение позитивно мыслить;
организовать

взаимодействие;
принимать решение и организовывать его выполнение.
Средства обучения, используемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:
система учебных проблем и подпроблем;
учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.
Технология игрового обучения Основные задачи, реализуемые на уроках в рамках технологии игрового обучения:развитие и закрепление навыков самостоятельной

Слайд 23Этапы технологии игрового обучения
1 этап: введение в игру:
определение содержания

данной игры
анализ полученной информации
формирование игровых групп
распределение ролей.

2 этап: конструирование описания

разрабатываемого объекта
ролевое общение в группах
форматное описание объекта изучения.

3 этап: оценка результатов работы групп
обсуждение представленных презентаций-выступлений (дискуссия).

4 этап: экспериментальная реализация представленных презентаций
оценка деятельности игроков
анализ игры.
Этапы технологии игрового обучения 1 этап: введение в игру:определение содержания данной игрыанализ полученной информацииформирование игровых группраспределение ролей.2

Слайд 24Технология обучения на примере конкретных ситуаций
Особенностью технологии обучения на

примере конкретной ситуации является работа с сase studies (с «кейсами»),

которая включает анализ или решение конкретных ситуаций по определенному сценарию.
Этапы организации работы с кейсами:
самостоятельная работа;
«мозговой штурм» в рамках малой группы;
публичное выступление (презентация решения) с представлением и защитой предполагаемого решения.

Отличительные особенности технологии обучения на примере конкретной ситуации:
работа в малых группах (3–5 человек);
в сжатые сроки учащиеся должны провести анализ конкретной ситуации, принять решение, выработать рекомендации.
Технология обучения на примере конкретных ситуаций Особенностью технологии обучения на примере конкретной ситуации является работа с сase

Слайд 25Подготовка кейсов на основе исторических документов
Документально-методический комплекс

научно-методическая система разнообразных источников,

вопросов и заданий к ним, объединенных общей целевой установкой и

темой учебного занятия. В процессе обучения истории ДМК выступает как специально созданное учителем дидактическое средство для организации проектно-исследовательской деятельности школьников на семинарских и лабораторных занятиях (О.Ю. Стрелова).

Подготовка кейсов на основе исторических документовДокументально-методический комплекснаучно-методическая система разнообразных источников, вопросов и заданий к ним, объединенных общей

Слайд 26Принципы составления ДМК
Соответствие целям образования
Наличие противоречия в историческом материале
Привлечение разнотипных

документов
Соответствие возрасту учащихся
Возможности для освоения разных ролевых позиций по отношению

к ДМК (современника событий, потомка, иностранца; женщины - мужчины; ребенка – взрослого и т.д.)
Что-то еще?...
Принципы составления ДМКСоответствие целям образованияНаличие противоречия в историческом материалеПривлечение разнотипных документовСоответствие возрасту учащихсяВозможности для освоения разных ролевых

Слайд 27Этапы создания ДМК
Определите цели использования ДМК (проблемный вопрос, который

удастся разрешить с его помощью)
Проведите анализ имеющихся источников и их

первичный отбор в соответствии с целями (проблемой)
Приведите подобранные источники в соответствие с принципами составления ДМК
Составьте предварительную структуру ДМК

Этапы создания ДМК Определите цели использования ДМК (проблемный вопрос, который удастся разрешить с его помощью)Проведите анализ имеющихся

Слайд 28Варианты структуры ДМК
Однолинейная структура ДМК
Источник 1 Источник 2

Источник 3


Многоуровневая структура ДМК
вариант
Ист.2 Ист.4 Ист. 5
Ист.3 Источник 1
Ист.6 Ист.7
Варианты структуры ДМКОднолинейная структура ДМКИсточник 1   Источник 2     Источник 3

Слайд 29Этапы создания ДМК
Проверьте наличие атрибуции у каждого источника
Определите, каких

источников вам недостает
Найдите недостающие источники (или оставьте место для

последующего заполнения: «виртуальный» источник)
Сформулируйте вопросы и\ или задания к источникам (репродуктивные, логические, проблемные или творческие, критические или аксиологические)
Проведите экспертизу полученного ДМК и возможности для его доработки
Этапы создания ДМК Проверьте наличие атрибуции у каждого источникаОпределите, каких источников вам недостает Найдите недостающие источники (или

Слайд 30 Спасибо за внимание!
Работайте с удовольствием!

Спасибо за внимание!   Работайте с удовольствием!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика