Слайд 1Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста педагога
Слайд 2
Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении,
так что не остается незамеченным ничего существенного – почти как
перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает.
Джон Дьюи
Слайд 3Reflexio (лат.) – «обращение назад».
Педагогическая рефлексия
– процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего
развития, саморазвития и причин этого.
Слайд 4Размышления о себе в профессии
Слайд 5Размышления о себе в профессии
Слайд 6Проектирование предметного содержания
и форм деятельности учащихся
Использование намеченного проекта
в непосредственном взаимодействии
с учащимися
Итоговая оценка достигнутых результатов
Этапы решения поставленной задачи
Слайд 7Педагогическая рефлексия в зависимости от функциональной позиции учителя
Эксперт по подаче
информации
Эксперт по коммуникации
Исследователь-аналитик
Слайд 8Рефлексия по временной ориентации
Рефлексия на основе отношения «учитель - ученик»
Упреждающая
Синхронная
Ретроспективная
«Рефлексия на себя как субъекта деятельности»
«Рефлексия на ученика»
Слайд 9Роль и место рефлексии
в деятельности учителя
Умен не
тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что
такое ум, умеет его распознать и любуется им.
Франсуа де Ларошфуко
Слайд 10Рефлексия учителя в учебном взаимодействии с учеником
Неправ тот,
кто считает, будто ум и проницательность – различные качества. Проницательность
– это просто особенная ясность ума, благодаря которой он добирается до сути вещей, отмечает все, достойное внимания, и видит невидимое другим.
Франсуа де Ларошфуко
Слайд 11Как обучают рефлексии в школе
…школа должна помочь ребенку заглянуть
в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его
неповторимой человеческой сущностью.
Абрахам Маслоу
Слайд 12Методика организации
рефлексии ученика на уроке
t
Слайд 13Развитие рефлексивных способностей ученика с опорой на вопросы
Каковы мои главные
результаты, что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали у
меня наибольший интерес и почему?
Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом?
Каковы были мои основные трудности и как я
их преодолевал? и т.д.
Слайд 15Итоговая рефлексия
Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)?
Благодаря чему и как я смог его добиться?
В чем
я изменился?
Каковы мои продвижения в знаниях?
Что я понял о своем незнании?
В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю?
Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?
Что я научился делать хорошо?
Какие новые виды деятельности и способы я освоил?
Слайд 16Подходы проблематизации учебной ситуации:
предложить ученикам придумать способы представления информации, альтернативные
тому, что представлено в учебнике или в объяснении учителя;
предложить ученикам
сравнить разное изложение и интерпретацию тех же событий, идей, явлений;
предложить ученикам придумать альтернативные варианты разрешения известных событий с прогнозом соответствующих последствий;
предложить ученикам игровой прием «что было бы, если…»;
предложить ученикам самостоятельно «додумать» какой-либо феномен или событие, в объяснении которого учитель намеренно не упомянул какие-либо факты или детали; и др.
Слайд 17Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя
Аналитический подход учителя к
своему практическому опыту
Конструктивная направленность анализа учителем своей деятельности
Слайд 18Рефлексивный практикум
Метод «рефлексивных уроков»:
Разработка фрагмента урока по темам: «Изготовление
фигурки из бумаги в технике оригами», «Освоение алгоритма решения логических
задач», «Изучение международного языка для потерпевших бедствие»;
Анализ урока, основанный на принципе зеркального отражения учебной ситуации глазами «учителя», «ученика», «большим кругом».
Слайд 19Опорные вопросы для обсуждения рефлексивного урока “большим кругом”
(все группы
учителей с учениками)
Каково отношение к проведенному уроку у наших учителей?
(поделитесь своими краткими впечатлениями о полученном опыте, расскажите о своей «версии» данного урока).
Насколько удачной и эффективной была выбранная стратегия обучения? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?
Что послужило причиной успеха на уроке: помогло ученикам лучше освоить учебный материал и получить удовольствие от урока?
Было ли что-нибудь, что, возможно, помешало достичь оптимального результата?
Что вы открыли для себя заново, что теперь стоит запомнить и использовать в дальнейшем – как в обучения кого-либо, так и в собственной учебе?
Слайд 20Общие выводы и рекомендации
Целенаправленная и систематическая работа по формированию и
развитию профессиональной рефлексии способствует улучшению качества знаний, умений и навыков
педагогов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.
Изучение и развитие рефлексии проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся и специфики профессиональной деятельности педагога.
Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач способствовует активизации познавательной деятельности педагогов и систематической работе по повышению ими своей профессиональной компетентности.
Важная роль в развитии рефлексивных способностей и умений учащихся отводится преподавателям, которые сами обязаны иметь высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому учащихся.
Слайд 21Решение педагогического совета:
Педагогам в системе использовать технологии организации рефлексивной деятельности
с целью проведения анализа и оценки деятельности учащихся с разных
позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.
Руководителям школьных методических объединений более подробно изучить методы профессиональной рефлексии на заседаниях методических объединений.
Психологической службе разработать и провести тренинг профессионального осознания с педагогами.