Слайд 1МК ДОУ Павловский детский сад №5
«Использование мнемотехники в развитии речи
дошкольников».
Ведущий мастер-класса: воспитатель
Орлова Елена Андреевна
Слайд 2Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи,
памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации.
Слайд 3Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке
информации,
где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором,
планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Слайд 4Основные проблемные зоны в развитии речи детей:
Односложная, состоящая лишь
из простых предложений речь;
Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
Бедность речи;
Недостаточный
словарный запас;
Употребление нелитературных слов и выражений;
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
Слайд 5Основные проблемные зоны в развитии речи детей:
Трудности в построении
монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ
текста своими словами ;
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
Плохая дикция.
Слайд 6Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:
Формирование
устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком своего народа.
Воспитание звуковой культуры речи.
Развитие словарного запаса детей.
Формирование её грамматического строя.
Развитие связной речи.
Слайд 7К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд 8
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот
период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают
множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Слайд 9Мнемо́ника
(греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов,
облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Слайд 10Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной
записи в мозг
связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Слайд 11Мнемоническое запоминание
состоит из четырёх этапов:
Слайд 14Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Слайд 15Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.
Слайд 16Мнемотаблица-
это схема, в которой заложена определенная информация.
Слайд 17
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные
образы.
Слайд 18Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 19Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:
Рассматривание таблицы и
разбор того, что на ней изображено.
Преобразование из абстрактных
символов в образы.
Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).
Слайд 20Мнемотаблицы могут использоваться:
Для обогащения словарного запаса.
При обучении составлению
рассказа.
При пересказах художественной
литературы.
При отгадывании
и загадывании
загадок.
При заучивании стихов.
Слайд 21Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Слайд 23Мнемозагадка
Он коричневый, бывает овальный и круглый. Он маленький, растёт на
грядке
в огороде. Его можно варить или жарить.
Слайд 25Результаты
-расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты,
придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и
потешек, скороговорок, загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.