Слайд 1
«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и
цели формирования универсальных учебных действий»
Копотева Г.Л.
Слайд 2Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты обучения
Сформированные:
личностные,
регулятивные,
коммуникативные,
познавательные универсальные учебные действия,
учебная
(общая и предметная) компетентность,
общепользовательская ИКТ-компетентность учащихся
Слайд 3Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности
Учебная ситуация
должна
создать условия, провоцирующие детское действие
Слайд 4
Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее
полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
обнаруживают предмет своего действия,
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают.
Слайд 5Условия, провоцирующие детское действие
Эти условия могут
задаваться и описываться в том числе с помощью описания:
последовательности
выполняемых действий,
особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Технологическая карта урока
Слайд 6Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя
и учащихся
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение
сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы
Слайд 7Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода
новое понимание образовательных результатов –
необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений
и навыков, а как формируемые способы деятельности;
необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;
понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Слайд 8 Понятие УУД
Умение учиться в общении со сверстниками =
Полноценное освоение
школьниками компонентов учебной деятельности:
Познавательные и учебные мотивы;
Учебная цель;
Учебная задача;
Учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)
Слайд 9Универсальные
учебные действия (УУД)
Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Умение учиться и развиваться
переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе
Слайд 10Технологическая карта урока (разработки иных авторов)
Слайд 11Выявленные недостатки
Неочевидно, все ли виды осуществляемых детьми действий перечислены.
Неочевидно,
формируется ли названное УУД посредством учебного задания, предложенного учителем.
-
Неочевидно, к какому виду названное УУД относится.
- Неочевидно, все ли УУД, формируемые этим заданием перечислены.
Слайд 12Задача
Создать технологическую карту, лишённую этих недостатков
Слайд 13Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Инвариантная часть
карты
Слайд 14Вариативные части
технологической карты урока,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование
УУД
Слайд 15Общий вид технологической карты урока,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование
УУД
Слайд 16
Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС
дифференциация требований
к уровню освоения
явное выделение
базового
и повышенных уровней
Слайд 17
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Вариативная часть карты.
Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий.
Слайд 18
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Вариативная часть,
фиксирующая виды деятельности учащихся
Слайд 19Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС
Формирование УУД
Виды УУД
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Слайд 20
Технологическая карта урока вариативные компоненты
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Модуль
2
Слайд 21
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Модуль 3
Слайд 22
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Модуль 4
Слайд 23
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
Модуль 5
Слайд 24Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
3-х модульная вариативная
часть карты
Слайд 25Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
4-х модульная вариативная
часть карты
Слайд 26Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
5-ти модульная инвариантная
часть карты
Слайд 27Технологическая карта урока,
реализующего системно-деятельностный подход
и формирование УУД
Разработчики: Копотева
Г.Л., Логвинова И.М.
Слайд 28Общий вид технологической карты урока,
реализующего системно-деятельностный подход и формирование
УУД
Предмет____________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________
Автор УМК__________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Тип урока____________________________________________________________
Слайд 29Виды УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 31Личностные УУД
Самоопределение
Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к
своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на
основе осознания «Я» как гражданина России)
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Слайд 32Личностные УУД
Смыслообразование:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на
основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания.
формирования
границ собственного знания и «незнания»
Слайд 33Личностные УУД
Морально-этическая ориентация:
знание основных моральных норм (справедливое распределение,
взаимопомощь, естественность);
ориентация на выполнение моральных норм,
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации,
оценка своих поступков.
Слайд 35Познавательные УУД
Общеучебные универсальные действия
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использование знаково-символических средств, в том числе
моделей и схем для решения задач;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ориентировка на разнообразие способов решения задач;
структурирование знания.
Слайд 36Познавательные УУД
Логические учебные действия
Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
умение осуществлять анализ
объектов с выделением существенных и несущественных признаков
умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование
Слайд 37Познавательные УУД
Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем
Слайд 39Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу,
планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в
том числе во внутреннем плане;
Слайд 40Регулятивные учебные действия
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ
и результат действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Слайд 41Регулятивные учебные действия
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные
действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
Слайд 43Коммуникативные учебные действия
понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Слайд 44Коммуникативные учебные действия
уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания,
учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
уметь задавать
вопросы;
уметь контролировать действия партнера;
уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Слайд 46Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Чётко фиксирует:
не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на
уроке,
но и виды формируемых у учащихся способов деятельности
Слайд 47Достоинства структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Фиксирование видов формируемых у
учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД
прозрачным (видимым, очевидным)
Слайд 48Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Чётко фиксирует:
виды формируемых у учащихся способов деятельности в чётком соответствии с
предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей
Слайд 49Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Позволяет зафиксировать
уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи
(то есть дифференцировать
процесс обучения)
Слайд 50Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Поскольку планируемые
образовательные результаты представляют
собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в
структуре технологической карты урока отпадает необходимость выделения в карте
отдельной графы (компонента матрицы),
посвященной целевому назначению проектируемого урока
Слайд 51Ноу-хау структуры предлагаемой нами технологической карты урока
Представляет собой
конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить
Слайд 52Спасибо за внимание!
Институт стратегических исследований в образовании
www.isiorao.ru
Копотева Г.Л.
8(499)245-74-71
galin_2007@mail.ru