Слайд 1
Групповые приёмы работы в в начальной школе
Презентация подготовлена
учителем начальных классов
МБОУ СОШ №2
Ленинского муниципального района
Московской области
Е.
И. Дронниковой
Слайд 2«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут
открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им
раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Слайд 3Группа - это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно
или бессознательно подчинённую общей цели.
Слайд 4Необходимость нового подхода к обучению
Задача школы сегодня – воспитать
ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Секрет успешности обучения
– развитие коммуникативных навыков.
Слайд 5 Актуальность темы
Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:
информационная
коммуникативная
кооперативная
проблемная
рефлексивная
Слайд 6Новизна опыта.
План поэтапного освоения групповой работы.
Правила работы в группе.
Новые виды
приёмов работы в группе.
Механизм оценивания работы в группе.
Выводы о влиянии
групповой работы на развитие коммуникативных навыков.
Слайд 7Элементы групповой работы
постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
раздача дидактического материала;
планирование работы
в группе;
индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
обсуждение общего задания группы (замечания,
дополнения, уточнения);
сообщение о результатах работы группы;
общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи
Слайд 8Алгоритм работы в группе.
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий
(разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий
всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Слайд 9Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для
всех задания.
Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами
Слайд 10Методы обучения в группе.
Кооперативное обучение
Групповая дискуссия
Мозговой штурм
Слайд 11 Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших
группах, объединенных для решения общей задачи
Групповая дискуссия - это способ
организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения
Слайд 12 Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению
множества идей
Слайд 13Правила организации групповой работы
Говори спокойно и ясно;
Говори только по
делу;
говори по очереди;
реагируй жестами и знаками;
возражая или соглашаясь,
смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся к другу по имени.
Слайд 14Принципы формирования групп:
стихийно.
по интересам: а) желание (дружба);
б) по
отношению к проблеме, к предмету;
в) по уровню познавательной активности:
одноуровневые – разноуровневые
слабые и сильные
Количество людей в группе для
1-2 кл.-2-3 человека,
для 3-4 кл.- 4 человека
Слайд 15Положительные тенденции в использовании групповой работы в начальной школе.
Два внешне
наблюдаемых критерия:
снижение числа ошибок в тот период обучения, когда
индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками;
удовольствие партнеров от совместной работы.
Слайд 16Основные противопоказания при организации групповой работы
Нельзя:
формировать пару из
двух слабых учеников;
требовать полной тишины;
нельзя наказывать детей лишением права
участвовать в групповой работе;
заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
Слайд 17Обучение рефлексии групповой работы
1. Рефлексия - свойство человеческого мышления,
которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её.
2.
Рефлексия – это самосознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью).
Слайд 18Два направления рефлексии
- ход исследования решения проблемы;
- деятельность членов
группы.
Цели обучения рефлексии:
способствовать формированию понятия рефлексии;
способствовать развитию рефлексивных умений
учащихся;
развивать чувственность, эмоциональность;
развивать культуру общения.
Слайд 19Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1
этап – анализ своего настроения и анализ своих успехов
2 этап
– ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Слайд 20Упражнения для
развития рефлексивных способностей
Представь, что ты камень, одуванчик,
воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты
чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Покажи, что чувствует герой произведения
Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.
Изобрази радость, горе, обиду и т.д.
Слайд 21Одним из главных условий качественной
работы группы
является
наличие взаимопонимания между
членами группы, умение разрешать
конфликты и вести
грамотный, культурный
диалог.
Слайд 22Формирование культуры общения
1 этап - учимся слушать друг друга и
высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.
2
этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.
3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.
4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Слайд 23 Игры для
сплочения групп
1.Восковая палочка» –
групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность, напряжённость.
2. «Чувство по
рукам».
3. «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
4. «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
5 . «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
6. «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
7. «Путанка» - групповое единство
Слайд 24Критерии групповой работы:
тихо – шумно
дружно (нет ссор)
правильный ответ
активность
выбор ролей
слушание
интересно
спор я-я
понимание
задания
нет повторяющихся мыслей
все ли работали.
Слайд 25Роли в группе
чтец читает вслух;
секретарь - записывает что-то от лица
группы;
докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
хронометрист следит за
временем.
Слайд 26Критерии оценивания
Справились полностью или частично.
Справились самостоятельно или потребовалась помощь(учитель, карточки)
Слайд 27Выводы:
групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
улучшается
успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный
подход;
работа в группе помогает ребенку проявить себя,
укрепляется дружба,
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе
Слайд 28появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
реализуется
принцип деятельности;
достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
учащиеся усваивают больший объем материала;
обеспечивается единство воспитания и обучения;
между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
минимальный объем домашнего задания;
упрощается процедура проверки работ
Слайд 29Адресная направленность
Опыт работы может быть использован учителями любого общеобразовательного учреждения
на всех уроках по любому предмету и во внеурочной деятельности.
Данный опыт могут применять преподаватели, которые используют в своей работе АМО (активные методы обучения).