Слайд 1Профориентационная работа в школе.
Бойцева Валентина Геннадьевна
2017 год
МБОУ «Центр образования №12»
Слайд 2Определение профориентации
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию — система мер, направленных на
оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
Параметры профессиональной зрелости:
информированность о мире
профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
умение принимать решения;
умение планировать свою профессиональную жизнь;
эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Слайд 3Профориентационная работа педагога-психолога в школе:
изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
осуществляет
мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование
учащихся и их родителей;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
Слайд 4Как выбрать профессию: тесты для школьников
Тесты на профориентацию для школьников
помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные
направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья. Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы. В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию.
Школьники смогут воспользоваться такими тестами и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности.
Слайд 5Тесты на профориентацию
Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)
240 вопросов Согласно
теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести
типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.
Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)
40 вопросов, 5 мин.
Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги).
Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)
30 вопросов, 5 мин.
Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.
Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
96 вопросов, 15 мин.
Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить.
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (в модификации Г. В. Резапкиной)
24 вопроса, 15 мин.
Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.
Слайд 6Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Слайд 71 класс
Интерактивная книжка "Профессии" создана для уроков окружающего мира и
внеурочной деятельности, для учащихся 1-4 классов.
К профориентационным играм, которые предлагаются
школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии).
Слайд 82-4 класс
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин»
(на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на
уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира);
На уроках по в 4 классе можно предложить школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.
Слайд 9Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
5-7 классы:
развитие у
школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Слайд 10Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
9 классы:
уточнение образовательного
запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Слайд 11Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
10-11 классы:
Обучение действиям
по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде
труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Слайд 12Направления и формы работы:
Работа с учащимися:
Комплекс профориентационных мероприятий в виде
занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля
обучения (инд., групп.).
Анкетирование;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города
Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправнаправленности.
Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся попрофориентации.
Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.
Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.
Слайд 13Профориентационная работа с учащимися:
Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)
Организация и проведение
встреч с представителями
различных профессий.
Организация экскурсий и встреч со специалистами“Центра занятости”. Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками
Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся.
Слайд 14Профориентационные игры
«Рассказ из существительных»
Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ
о типичном трудовом дне работника. Это будет рассказ только из
существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким:
звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — урок — отличники — звонок —дом — постель.
Слайд 15Профессия на букву…
Инструкция: В конверте на столе лежит карточка с
буквой. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий,
начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий.
Смысл данного упражнения — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Слайд 16"Самая - самая"
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий,
а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые,
по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми-самыми денежными?..
* Бухгалтер, депутат, продавец…