Слайд 1Родительское собрание на тему:
«Адаптация пятиклассников
в основной школе»
Слайд 2Цель родительского собрания - знакомство родительского коллектива с особенностями адаптации
детей к обучению в пятом классе.
Основные вопросы для обсуждения:
физиологические
трудности адаптации пятиклассников к школе,
психологические трудности адаптации пятиклассников к школе,
система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению,
практические советы, рекомендации по адаптации ребенка к школе.
Слайд 3Возрастные особенности
Переход из начального в среднее звено школы является переломным,
кризисным периодом в жизни каждого школьника. Начало 5-го класса -
сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Слайд 4Возрастные особенности
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться
ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше.
Слайд 5Дезадаптация - реакция на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью.
Ее
виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от
сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
В этот период важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Слайд 6 Возрастные изменения в поведении ребенка.
ориентацией на группу сверстников.
снижением учебной мотивации.
отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
Таким
образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Слайд 7Первые трудности
-разные преподаватели (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям)
- непривычное
расписание
-много новых кабинетов
-новый классный руководитель
-в средней школе они снова –
самые маленькие, а в начальной были уже большими.
Слайд 8Причинами плохой адаптации в 5-м классе могут быть:
1.Разные требования со
стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
2. Большой поток
информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.
Слайд 9 Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся,
но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти
помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.
Слайд 10 Среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не
умеющие быстро писать, не успевают;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию
(литературу) и работать с ней
- новые требования к оформлению работ;
Важно обратить внимание на позитивную сторону такого рассогласования. Если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
Слайд 11Дети испытывают огромную потребность в общей положительной оценке своей личности
со стороны взрослых, при чем вне зависимости от конкретных результатов
и достижений, т.е. подростки нуждаются в поддержки от взрослых.
Слайд 12Правила для учащихся
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили
– дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут
играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Поместите эти правила в комнате у ребенка на видном месте.
Можно придумать совместно с ребенком свои правила.
Слайд 13Период адаптации проявляется в возрастании тревожности, снижении работоспособности, повышенной робости
или, напротив, «развязности», неорганизованности, забывчивости.
У большинства детей подобные отклонения исчезают
через 2--3 недели учебы.
Нередко прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.
Слайд 14в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь
в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени,
а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
Слайд 15
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие
ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся
или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Слайд 16Анкетирование родителей
Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего
ребенка в школе?»
Если согласны с утверждением, то поставьте “+”
Если утверждение
к вам не относится, то поставьте “-”
Моему ребенку нравится учиться в школе.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
В классе у него много друзей.
Ему мало нравятся учителя в школе.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Слайд 17Подсчитайте количество совпадений:
1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”,
5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”,
10 “+”.
8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
Слайд 18Рекомендации родителям учащихся пятых классов по сохранению эмоционального здоровья ребёнка
и обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью
Воодушевите ребенка на
рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Слайд 19Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную
атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Слайд 20Притча «Мудрец»
Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все
люди города обращались к нему с вопросами, и на все
он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца.
Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит».
Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?»
Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».
То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках»
Желаем удачи!
Благодарим всех за внимание!