Слайд 1Педагогические
технологии в образовательном процессе учреждения дополнительного образования
Слайд 2А.К.Гастев
«Мы проводим на работе лучшую
часть своей жизни.
Нужно научиться
работать так, чтобы
работа была легка»
Слайд 3Закон РФ «Об образовании»
Под образованием
в Российской Федерации понимается целенаправленный
процесс обучения и воспитания
в интересах личности, общества, государства.
Образование
обучение
воспитание
Слайд 4Что дает технологический подход?
Педагогу:
четкое определение конечной цели;
технологическую цепочку
педагогических действий;
разработанность инструментария диагностики;
Воспитаннику:
вовлечение каждого в активный познавательный процесс;
применение
знаний на практике
доступ к необходимой информации;
общение и сотрудничество не только с педагогом , но и со сверстниками;
постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.
Слайд 5Основные категории и понятия
Педагогическая технология - конкретное, научно обоснованное, специальным
образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения
Технология
обучения – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение проставленных целей.
Слайд 6Педагогические технологии могут быть представлены как
технологии обучения и
(дидактические
технологии);
технологии воспитания
Слайд 7Понятие «педагогическая технология»
Слово «технология» происходит
от греческих
techne
- искусство, мастерство , ремесло
и
logos - понятие учение -
наука, - закон.
Дословно
«технология» – наука о мастерстве
Слайд 8Определение понятия
«педагогическая технология»
Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов
обучения. (И.П. Волков)
Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического
процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К. Селевко)
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)
Слайд 9Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание
и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Процессуальном – описание (алгоритм)
процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Педагогическая технология
- в 3-х аспектах:
Слайд 10Основные идеи технологии:
технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе
ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать
технологию процесса передачи знаний и технологию развития личности;
технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
Слайд 11способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм,
методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных образовательных
целей.
Понятие «Педагогическая технология»
Слайд 12Технологические компоненты учебно-воспитательного процесса
в УДОД
Формы организации обучения и воспитания
– внешняя сторона организации педагогического процесса.
Методы (от греч. Methods
– путь, способ продвижения к истине) – упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей
Средства обучения и воспитания – источники получения знаний и формирования умений; различные орудия труда, предметы культуры, включенные в учебно-познавательную деятельность
Слайд 14Формы организации педагогического процесса
Слайд 15технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и обучающихся на договорной основе
с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и
технических возможностей, диалогического общения;
элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и должны гарантировать достижение планируемых результатов (гос. стандарта) всеми школьниками;
педагогическая технология диагностируема: содержит критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).
Основные идеи технологии:
Слайд 16Этапы педагогической технологии
Предварительная диагностика уровня усвоения материала.
Организация деятельности учащихся по
освоению и закреплению нового учебного материала.
Контроль качества усвоения материала,
Выбор методов
и приемов дополнительной работы с группой учащихся.
Диагностика причин отставания.
Выбор методики, снимающей пробелы в знаниях и опыте учащихся.
Слайд 17Критерии
образовательных технологий:
концептуальность;
системность;
управляемость (мониторинг);
эффективность;
воспроизводимость;
Слайд 18Инновационные технологии
«Инноватика –
это не просто новшества, некоторая новизна,
а
достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну
системе» (П.С. Лернер)
Слайд 19Инновационные технологии предполагают:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня
развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся деятельность
при активной поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем;
ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
Слайд 20создание когнитивной схемы мышления;
воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения через результаты
в учёбе;
в основе - дифференциальный подход;
хорошее знание теоретического материала как
основы успешности обучения , любая задача – это кусок теории;
создание проблемной ситуации, «уход в сторону», использование вспомогательных вопросов;
работа с одарёнными детьми.
Инновационные технологии предполагают:
Слайд 21Инновационные технологии
Личностно-ориентированный подход;
Проектная технология,
научно-исследовательская деятельность;
ИКТ- технологии;
Технологии развивающего обучения:
мониторинг
Слайд 22Технологии
развивающего обучения
проблемное изложение учебного материала;
частичнопоисковая деятельность;
самостоятельная проектная
исследовательская деятельность)
Слайд 23
Здоровьесберегающие технологии (типы):
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация,
организация
здорового питания).
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж,
фитотерапия,
арттерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия
по развитию личности обучающихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).
Слайд 24ИКТ-технологии:
использование в работе ЭОР и ЦОР;
использование интерактивной доски;
работа с Интернет-ресурсами;
создание
собственного цифрового образовательного пространства;
создание собственной мультимедийной библиотеки;
проведение, организация конференций;
создание интерактивных
залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Слайд 25Технология проблемного обучения
Этапы построения занятия:
актуализация опорных знаний
создание проблемной ситуации
постановка учебной
проблемы
построение проблемной задачи
решение проблемы (выдвижение и доказательство гипотез, анализ возможных
последствий)
проверка правильности решения и повторение
Проблемная ситуация – осознанное учеником затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий
Уровни проблемности:
проблемное изложение учебного материала
частично–поисковая деятельность (эвристический диалог)
самостоятельная исследовательская работа
Слайд 26Технология проблемного обучения
«+»: достижение высокого уровня умственного развития учащихся; стимулирование
внутренней мотивации учения; прочное усвоение изученного; формирование убеждений; овладение первичными
навыками исследовательской деятельности
«-»: большие затраты времени; слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
Слайд 27Технология проектной деятельности
Слайд 28Технология учебного проектирования
Этапы учебного проекта
Выбор темы и участников проекта.
Определение проблемы проекта (мозговой штурм)
Распределение задач, обозначение критериев оценки проекта
Самостоятельная работа над проектом
Защита и оппонирование проекта
Подведение итогов
Метод проектов – технология обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Слайд 29Технология учебного проектирования. Классификация учебных проектов
По количеству учащихся: индивидуальные, парные,
групповые
по характеру поисковой деятельности: исследовательские, творческие, информационные
по дисциплинарной сфере: монопредметные,
межпредметные, надпредметные
по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
по координации: прямое или скрытое педагогическое управление
Формы презентации результата:
Реферат
Творческая работа (концерт, выставка, спектакль)
Доклад
Статьи и тезисы,
Эссе
Стендовый доклад
Презентация проекта
Рекомендации.
Слайд 30Персональный или групповой проект: что эффективнее?
Персональный проект
Четкое планирование деятельности
Формирование
чувства ответственности
Приобретение опыта деятельности на всех этапах проекта
Формирование ключевых компетенций
Групповой
проект
Развитие навыка сотрудничества
Большие возможности проектной деятельности
Возникновение ситуативного лидерства
Соревновательный элемент – выделение микрогрупп
Слайд 31
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР
По виду деятельности:
физические (двигательные),
интеллектуальные (умственные),
трудовые,
социальные
психологические.
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные,
воспитательные, развивающие, социализирующие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Слайд 32ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По характеру педагогического процесса:
обучающая
познавательная
тренинговая
воспитательная
контролирующая
развивающая
творческая
обобщающая
коммуникативная
диагностическая
профориентационная
психотехническая
По игровой методике:
предметная
сюжетная ролевая
имитационная
деловая
драматизация
По игровой среде:
без предметов
настольные
компьютерные
с
предметами
уличные
на местности
Слайд 33 как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося
в определенный период обучения; коллекция работ и достижений учащихся
Портфолио
воспитанника
Слайд 34Педагогические задачи портфолио
Поддержка высокой учебной мотивации
Поощрение активности и самостоятельности
Развитие
навыков рефлексивной и оценочной деятельности
Формирование умения учиться