Слайд 1
Тема августовской конференции 2013г. «Качественное образование и
воспитание – приоритет политики государства РК ».
Тема доклада:
«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Заместитель директора по ВР: Гордиенко Ю.П.
Выступление
Слайд 2Социальные и экономические проблемы в нашем обществе на данном этапе
развития существенно ослабили институт семьи , ее воздействие на воспитание
детей . Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов , алкоголя .
И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Слайд 3За последние 10 лет численность больных наркоманией среди несовершеннолетней молодежи
возросла в 17 раз. Ежегодно в стране выявляется более 300
тысяч уголовных дел среди несовершеннолетних школьников, причем 100 тысяч из них совершается детьми , не достигшими возраста уголовной ответственности.
Слайд 4Кроме того , имеются проблемы, решение которых назрело давно. Среди
них - насилие в семье , проблемы детей-жертв вооруженных и
межнациональных конфликтов; продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
Слайд 5 Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует
о том, что ее истоки лежат, прежде всего,
в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка).
Приобщение подростка родителями к употреблению спиртных напитков , наркотиков и др.), а также в плохой организации совместной профилактической деятельности всех служб по месту жительства и социальных учреждений.
Слайд 6Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня как система социальных,
правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин
и условий распространения преступности среди несовершеннолетних . Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Слайд 7 Практика показала,
что ведомственная разобщенность играет крайне
негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть
эффективны и результативны только в случае согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием детей и подростков, а также профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это аксиома социального взаимодействия.
Слайд 8 Важнейшие профилактические задачи, стоящие перед каждым педагогическим коллективом образовательных
учреждений:
содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных
интересов, контроль за соблюдением законодательства РК и субъектов РК в области образования несовершеннолетних;
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Слайд 9 Перечень документов завуча по ВР по вопросам профилактики правонарушений
и безнадзорности несовершеннолетних:
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План работы
по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:
педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;
профилактические операции, рейды;
совместная работа с субъектами профилактики;
планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;
план проведения родительского всеобуча;
тематика общешкольных родительских собраний.
Слайд 104. Документы, формирующие личное дело обучающихся ,
состоящих на учете
в ПДН:
уведомление о постановке обучающегося
карточка обучающегося , состоящего на
учете;
социальный паспорт обучающегося;
карта индивидуальной работы
акт первичного обследования материально- бытовых условий;
акты посещения ребенка ,состоящего на учете;
характеристика обучающегося;
Слайд 116. Документация , регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
приказ о составе
Совета;
план работы Совета по профилактике;
протоколы заседаний.
План работы и протоколы заседаний
МО классных руководителей.
Слайд 12Информационно-аналитическая информация:
статистические данные;
отчеты;
справки;
протоколы совещаний;
протоколы заседаний и др.
Журнал занятости проблемных обучающихся
и подростков , состоящих на учете на каникулах и в
летний период .
Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий.
Слайд 13 Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних:
социальный паспорт класса.
План воспитательной работы на учебный год (включает) :
организацию
профилактической работы с обучающимися;
индивидуальную работу с обучающимися «группы риска»;
работу классного родительского комитета;
тематику родительских собраний;
ознакомительные, профилактические и инструктирующие рейды в неблагополучные семьи и др.);
список органов самоуправления класса и поручений обучающихся;
карты индивидуальной работы с обучающимися и неблагополучными семьями , состоящими на учете.
Рекомендации ,анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений в работе с неблагополучными семьями.
Слайд 14 В социальном паспорте школы кроме общих разделов:
(общие сведения о
школе;
график работы кружков и секций
размещаются все необходимые списки и
сведения об учащихся по данному направлению:
список многодетных семей;
список малообеспеченных семей;
список детей, находящихся на опеке;
список неполных семей;
Слайд 15список неблагополучных семей;
список обучающихся , состоящих на учете в ПДН;
список
обучающихся , состоящих на внутришкольном учете;
список детей «группы риска»;
сведения о
состоянии здоровья детей;
список детей-инвалидов.
Слайд 16 План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение
к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов:
№ пп ;
Запланированные
мероприятия;
Ответственные за выполнение;
Отметка о выполнении.
Слайд 171. Направления работы администрации состоят из разделов :
Профилактическая работа ;
Организация
досуговой деятельности;
Работа с родителями;
Правовой всеобуч;
Социально-психологическая служба;
Работа с педагогическими кадрами. Повышение
их квалификации;
Административный контроль.
Все мероприятия планируются подробно ежемесячно на учебный год, используя все разделы направлений.
Слайд 181.Карточка обучающегося ,состоящего на учете
1.Ф.И.О._________________________________________________________________
2.Дата рождения__________________________________________________________
3.Образовательное учреждение, класс________________________________________
4.Домашний адрес ,телефон_________________________________________________
5.С
кем проживает (оба родителя, только мать, только отец, другие родственники),
(нужное подчеркнуть )__________________________________________
6.Вседения о родителях:
Мать(Ф.И.О. ,место работы, должность)_________________________________________
______________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы ,должность)_________________________________________
7.На каком учете состоит ребенок (ВШУ,ОДН)___________________________________
8.Дата постановки на учет______________________________________________________
9.Причина постановки на учет__________________________________________________
10.Классный руководитель _______________________________________________________
(Ф.И.О.,должность )
______________________________________________________________________________
11.Дата снятия с учета_________________________________________________________
коллектив и администрация школы стремятся использовать различные формы и
методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета.
Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.
Слайд 20ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО -ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГАМИ В ШКОЛЕ
:
Осуществление контроля за получением образования ( контроль за пропусками, выявление
детей, не посещающих школу, определение и назна- чение уровня программы обучения, в зависимости от физического и психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей ( с целью обследования мате- риально-бытовых условий проживания ребенка; выяв- ления условий ,необходимых для обучения ; контроля за его свободным времяпровождением;
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
Слайд 21Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с
ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
Перевод ребенка в другой класс
(согласно уровня усвоения программы);
Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа педагога-психолога с проблемной семьей и ребенком;
Слайд 22Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании;
Ходатайство о лишении
родительских прав родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
Содействие в трудоустройстве выпускников
школы;
Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с родителями ,педагогами и др.) ;
Информационная поддержка родителей и детей;
Слайд 23Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной деятельности
(просмотр дневников, тетрадей, контрольных и срезовых работ ит.д.); психолого-педагогические тесты
(уровень знаний, воспитанности);комплексный анализ, социометрия (метод выявления социальных предпочтений в классе);
Содействие в обеспечении обучающихся горячим питанием, бесплатными учебниками;
Осуществление направлений ( к наркологу, психиатру, невропатологу и др. необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и др. ;
Слайд 24« В основе воспитания, как самое первое и главное условие
успеха, должен лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе
подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания »…
(Всеволод Петрович Кащенко , известный отечественный ученый , педагог, общественный деятель в книге: «Педагогическая коррекция…»)