Слайд 1Интерактивные
формы и методы обучения
Слайд 2Педагогическая технология
Методисты-ученые определяют педагогическую технологию как "строго научное проектирование и
точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое
и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса".
Слайд 3Педагогические технологии
Традиционное обучение
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное
обучение
Эвристическое обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Активное обучение
Дидактическая
эвристика
Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические технологии
Компьютерные технологии обучения
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Слайд 4Интерактивные технологии
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное обучение
Эвристическое
обучение
Программированное обучение (Модульное обучение, интегральная технология)
Контекстное обучение (КМЧП)
Частнопредметные технологии
обучения
Авторские педагогические технологии
Компьютерные технологии обучения (ИКТ- технологии)
Исследовательские технологии
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Слайд 5Интерактивный метод
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) –
означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Место учителя
в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Слайд 6Основа интерактивного урока
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения
и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, воспроизводят изложенное учителем, сколько изучают новый с помощью учителя..
Слайд 7Интерактивные подходы
1. Творческие задания;
2. Работа в малых группах;
3. Обучающие игры
(ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
4. Использование общественных
ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
9. Разрешение проблем («Дерево решений» («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация»)
и так далее.
Слайд 8Эвристическое обучение
обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и
содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
Технология программы «Гармония»
Слайд 9Проблемное обучение
это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных
задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают
новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемный вопрос.
Слайд 10Схема проблемного обучения
постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной
ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого
они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Слайд 11Проектная деятельность
Метод проектов — это совокупность — это совокупность приёмов,
действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи
— решения определенной проблемы — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель М. П. состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Рабочие проекты учащихся (групповые, индивидуальные)
Слайд 12Исследовательские технологии
Исследовательская деятельность – организация деятельности учащихся путем самостоятельного «добывания»
знаний из разных источников, отбора изученного материала и создания самостоятельного
исследовательского продукта, имеющего теоретическое и практическое значение.
Слайд 13Модульное обучение.
Структура программы
Слайд 14Интегральная технология
Форма урока – семинар-практикум.
Вводное повторение. Только учитель знает, какая
ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он
должен в этом элементе учебного процесса играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим. Форма, удовлетворяющая этим условиям, — беседа. Учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти всё необходимое.
Изучение нового материала (основной объём). Для этого элемента предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу. Однако заметим, что материал не всегда таковую содержит, ибо смысл укрупнённой единицы не количественный, а качественный: наличие комплекса взаимно обратных мыслительных операций, единство содержания по способу деятельности или фабуле. Поэтому нет никаких оснований вытеснять проверенные формы — беседу, рассказ.
Тренинг-минимум. Так как цель этого элемента — доведение до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, то сначала должны быть заданы эти шаблоны. Это обычно делается посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку достижения в предыдущей теме стали историей, а новых пока нет, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.
Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения нового материала является семинар.
Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков мы намерены реализовать схему развития для каждого ученика. Процесс будет осуществляться через активное использование групповой работы. Напомним, что мы должны обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения.
Слайд 15КМЧП
Проект "Чтение и письмо для критического мышления" предлагает единый связный
набор обучающих методов, благодаря которым учащиеся могут активнее работать на
уроках и приобретать знания. Избранные для проекта методы основываются на нескольких уважаемых в научном мире образовательных традициях: на конструктивистской традиции, связанной с именами Жана Пиаже, Льва Выготского и др.; на традиции метакогнитивного учения, связанной с именами Энн Л.Браун, Изабель Бек и др.; на новых подходах к письму; на нескольких течениях теории и практики в области критического мышления; на усилиях, предпринимаемых в гражданском и правовом образовании.
Слайд 16Формы работы с учащимися
Творческие задания.
Под творческими заданиями мы будем понимать
такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства
информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного методаПод творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
Слайд 17Формы работы с учащимися
Работа в малых группах
- это одна
из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся
(в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
Слайд 18Формы работы с учащимися
лекции с проблемным изложением,
эвристическая беседа,
дискуссия,
дебаты, конференция,
деловая игра,
семинар,
УРОКИ - КОНКУРСЫ, УРОКИ -
СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ – ТУРНИРЫ, уроки – КВН, уроки-АУКЦИОНЫ,
УРОКИ – ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ и т.д.
Слайд 20Единый методический день
Открытые уроки,
Уроки в рамках аттестации.
Слайд 21Решение:
Одобрить опыт использования интерактивных технологий, форм и методов работы с
учащимися. Считать применение инновационных интерактивных технологий наиболее действенными с точки
зрения организации качественного образовательного процесса.
На заседаниях МО учителей знакомиться с теоретическими разработками, предлагаемыми современной педагогикой, искать пути, методы их применения в практической деятельности.
Использовать в практической деятельности данные психологического диагностирования учащихся.
Продолжить работу по дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, разрабатывать для учащихся индивидуальные учебные программы и планы, что позволяет развивать индивидуальные способности учащихся.