Слайд 1МОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа № 2
Рабочая программа по внеурочной
деятельности в начальной школе
«Слово. Чувство. Образ»
Тема: «Развитие творческих способностей младших
школьников»
Чегодаева В.В.,
учитель начальных классов
МОУ Мокроусовская средняя
общеобразовательная школа №2
Мокроусово 2011
Слайд 2Актуальность темы
Система работы над словом знакомит:
с нестандартными способами организации речевой
творческой деятельности младших школьников,
с понятием системы языка,
с основными разделами школьного
языкознания,
позволяет превращать самостоятельное слово в целый авторский текст
Слайд 3Древняя пословица права:
Да, язык- великое богатство.
Только надо записать слова,
А
не то бесследно разлетятся.
Система языка-языкознание
Слайд 4
Задачи:
1.Привить интерес к школьному курсу
« Русский язык»
2.
Раскрыть секреты его «оживления»
3. Ввести детей в мир науки о
языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему
4. Приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова
Слайд 5Обобщение изучаемых разделов науки о языке с помощью учебно-занимательной таблицы
«Путь
к слову»
1. Правильно произношу слово
2. Правильно записываю слово
3. Записываю фонетическое
слово
Определяю количество звуков
4. Проникаю в тайну ( смысл-ЛЗ)
5.Определяю слово:
по количеству ЛЗ
по происхождению
по употреблению
6.Выделяю части ( морфемы) слова
Слова-родственники
7. Размышляю о характере ( душе) слова
8. Слово и рифма
9. Слово и образ
10.Слово-магнит ( подбор слов, составление текста)
Слайд 6Правила или порядок работы с таблицей
1.Правильно произношу слово (орфоэпия)
2.Правильно записываю
слово (орфография) –зима
3.Записываю фонетическое слово (фонетика) [з’и м
а ] ,
4 звука,4 буквы
4.Проникаю в тайну слова ( смысл-ЛЗ) (морфология) сезон в природе
5.Определяю слово:
по количеству ЛЗ (лексикология) – многозначное
по происхождению (этимология) – исконно русское
по употреблению – активное
6.Выделяю части (морфемы) слова (морфемика)
слова – родственники (словообразование)
зимний, зимовать, зимушка, зимовка, перезимовать
7.Размышляю о характере (душе) слова: холодное, вьюжное, серебристое
8.Слово и рифма: зима, терема, дома, земля
9.Слово и образ: зима- похолодание, первый снег, мохнатые снежинки, метель, морозы
10.Слово-магнит ЗИМА: лес, пушистый снег, красивые снежинки, холод, горка
Вот ударили первые морозы, а зима все еще не наступала. К вечеру небо стало густо синеть, и повалил пушистый снег. Я оделся и поспешил на улицу. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. В ночном небе они были особенно красивы! С каждой минутой их становилось все больше, и, наконец, снег повалил хлопьями.
Утром я встал пораньше, расчистил дорожку и побежал в школу.
ЗИМУШКА-ЗИМА.
Зимушка-зима, Ты морозишь нос и щеки,
Ты морозна, холодна. Делаешь из снега горки.
Лютые твои морозы, Лед покрыл всю нашу речку,
Снегом занесло все розы. Дым столбом идет из печки.
Слайд 8Игры и задания,
развивающие детское творчество
Первая буква
Роль и значение имен существительных
Укрась
слово (имена прилагательные)
Кто что делает (глагол)
Кто-то начал, я продолжил…
Встали девочки в кружок,
Встали и запели.
--------------------------------------
В это время на лужок
Птички прилетели.
Сели рядом на дубок, Сели, стали щебетать
Весело запели. Весело и дружно.
Вдруг откуда-то не знаю И девчонкам помогать
Появился черный кот. Песни петь о дружбе.
Громко замяукав,
Разогнал весь хоровод.
Слайд 9
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Задание: придумай конец сказки
Когда кончилась
зима, Листопадничек ушел в лес от бобров. В лесу он
встретил много опасностей, которых никогда не видел. Он встретил большого глухаря и спросил:
-Как пройти к болоту, уважаемый глухарь.
-Болото находится в пяти метрах отсюда. Иди все время прямо и дойдешь.
-Спасибо, мне надо идти.
Когда Листопадничек дошел до болота, он увидел свое гнездо. Его с радостью встретила семья.
Теперь зайчата живут хорошо.
Слайд 10Задание: сочинить свое стихотворение на тему «Зима»
Мне знакома чародейка
Белая зима.
С снежной поступью веселой
Вот она!
В эту
пору строит горки
Малышня,
И на льду катается
Ребятня.
А морозец нас за нос берет.
Вот и праздник, вот и «Новый год»!
Зимний день
День был солнечный, прекрасный.
Чуть морозный, но и ясный.
Ярко солнышко светило,
Детей к горке подводило.
Слайд 11Детские рассказы и стихи
/Правила дорожного движения/
Случай на дороге
Однажды заяц серенький
Пошел
к бельчонку в гости.
Насвистывая песенку
Пропрыгал через мостик.
Дорога перед зайцем
Широкая открылась.
Быстрее ветра мчася,
Машина появилась.
Заяц от машины убежать не смог,
И она мгновенно сбила его с ног.
Зайчика в больницу увезли тотчас,
Пусть будет уроком мой рассказ для вас.
Слайд 12ПРИРОДА
ОСЕНЬ
Осень поздняя на веточке сидит,
Мы идем- она на нас глядит.
Очень
весело осенью дышать,
От веселья и от радости скакать.
Сяду я, на
осень погляжу,
Очень весело смотреть мне на межу.
Все деревья покрыты золотом,
И дрожат они от холода.
Золотая осень
Пришла осень! Пожелтели листья. Я обрадовался! Я люблю осеннюю природу! Как опадают красные, желтые листочки. Они хрустят под моими ногами. Проходят иногда дожди. Пахнет осенней листвой березовый лес. Однажды я и мой товарищ ходили отдыхать в осенний лес. Нам очень понравилась золотая пора осени.
Я люблю, когда приходит осень!
Слайд 13 Какие чувства может испытывать человек, только что закончивший свое творческое
дело? Радость, волнение, переживание, а еще надежду. Надежду на понимание…