Слайд 1
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности специальных (коррекционных) школ
Слайд 2
Из доклада Игоря Реморенко, директор Департамента государственной политики в
сфере образования Министерства образования и науки РФ
Возможность уже в
школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире;
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей;
российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова;
приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.
Слайд 3Направления концепции реализации идей Новой школы Комитета по образованию СПб
Качество
содержания и сохранения здоровья.
Комфорт в школе для ученика и учителя.
Талантливые
дети – забота государства и школы.
Квалифицированные учителя – через инновации в подготовке кадров.
Профессиональная подготовка в союзе с работодателем.
Воспитание гражданина и горожанина в программах дополнительного образования.
Слайд 4Факторы, влияющие на формирование образовательной модели школы
Слайд 5Государственные инициативы в области образования
Принятие ФГОС.
Новая форма аттестации (ЕГЭ).
Профильное обучение
(не определены содержание, формы организации, оценка качества обучения).
Внедрение новых экономических
механизмов
Слайд 6Общие тенденции изменений
Дифференциация содержания образования.
Изменение системы оценивания результатов образования.
Необходимость качественного
самоопределения.
Необходимость повышения конкурентоспособности ОУ
Слайд 7Изменения на уровне образовательного учреждения
Вариативность содержания учебных программ, УМК.
Удовлетворение разнообразных
образовательных потребностей и запросов учащихся и родителей.
Решение новых задач развития
ОУ, требующих быстрого и гибкого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование)
Слайд 8КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
(Воронин Е.В.)
Слайд 9Сущность инновационного процесса
Инновационный процесс в обучении – это
совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или
методическая идея превращается в образовательное нововведение (инновационный продукт
Аспекты инновационного процесса:
социально-экономический;
психолого-педагогический;
организационно-экономический
Слайд 10Направления инновационных изменений
Изменение целеполагания, приведение его в соответствие с гуманистическими
ориентирами и требованиями времени;
формирование нового содержания образования, приближенного к стремительно
изменяющейся жизни, но сохраняющего фундаментальные основы;
введение 12-летней структуры общеобразовательной школы;
Слайд 11Направления инновационных изменений
Создание профильного обучения в старшей школе;
разработка и реализация
новых образовательных стандартов;
разработка компетентностного подхода;
внедрение личностно ориентированных, здоровьесберегающих технологий;
применение приемов,
методов, средств индивидуализации обучения;
Слайд 12Направления инновационных изменений
Создание условий для самоопределения личности в процессе обучения;
создание
и развитие творческих инновационных коллективов школ;
изменения в деятельности преподавателей и
учеников
Слайд 13Процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
Целевой и концептуальный блок образования
(образовательной программы);
организационная структура образовательного учреждения, система повышения квалификации и др.;
педагогические
технологии (формы, методы, технологические средства);
учебные программы, учебники, электронные средства обучения;
Слайд 14Процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:
Научно-методическое обеспечение учебного процесса;
система мониторинга,
диагностики, контроля и оценки результатов образования
Слайд 15Уровни новшеств в образовании
Усовершенствование – изменение одного или более элементов
образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
Рационализация
– установление нового правила использования известных педагогических средств, технологий для решения традиционных задач.
Слайд 16Уровни новшеств в образовании
Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной
системы.
Эвристическое решение – выбор способа решения педагогических проблем; создание и
использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
Слайд 17Уровни новшеств в образовании
Педагогическое изобретение – новое средство, технология или
новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования.
Педагогическое открытие –
постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы.
Слайд 18Структура инновационного процесса
Создание новшеств:
анализ образовательной деятельности и
выявление потребности в изменениях;
проектирование
новшеств;
экспериментальное апробирование;
экспертиза инновационной деятельности
Слайд 19Структура инновационного процесса
Распространение новшеств:
подготовка к распространению;
информирование о новшествах;
поддержка освоения новшеств;
анализ
распространения и освоения
новшеств
Слайд 20Проблемы специального образования
Качественные показатели профессионального уровня специалистов-дефектологов.
Межпрофессиональное, командное взаимодействие специалистов
при организация комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, работы МО.
Массовая неготовность
педагогов к работе в индивидуально-ориентированном режиме в условиях дифференцированного, а в последнее время и интегрированного обучения.
Слайд 21Проблемы специального образования
Недостаток современных практико-ориентированных программ и технологий, а также
инструментов их реализации.
Обеспечение учебно-методической литературой нового поколения специального (коррекционного) образования
всех уровней от дошкольного до вузовского и послевузовского.