Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин
ПЦК Шумакова Н.А.
Слайд 2Технология критического мышления
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки
работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление
– это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю
Слайд 3Какие цели и задачи ставит данная технология?
1) Формирование нового стиля
мышления
2) Развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность,
мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации
Слайд 4Признаки КМ
Формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком.
-
Формирование самостоятельного, ответственного мышления.
- Аргументированное мышление (убедительные доводы позволяют принимать
продуманные решения).
- Многогранное мышление (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон).
- Индивидуальное мышление (формирует личностную культуру работы с информацией.
- Социальное мышление (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия дискуссия).
Слайд 5Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия
Слайд 6Первая фаза-вызов:
1. Студенты могут высказывать свою точку зрения по
поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться
и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы.
Слайд 7Приемы на стадии вызов
Мозговой штурм
Кластер предположений (на стадии рефлексии
вносим изменения
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием
«Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Слайд 8Вторая фаза-осмысление :
1.Студенты осуществляют контакт с новой информацией.
2. Пытаются
сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
3.
Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Слайд 9Приемы на стадии осмысления
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал»
(заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием
«Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Слайд 10Третья фаза-рефлексия :
Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания,
полученные на стадии осмысления
Студенты самостоятельно обобщают изучаемый материал
Студенты самостоятельно определяют
направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 11Приемы на стадии рефлексии
Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между
блоками информации;
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
Ответы на
поставленные вопросы;
Организация устных и письменных круглых столов;
Организация различных видов дискуссий;
Написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Слайд 12Прием мозговой штурм
Это прием организации индивидуальной и
групповой работы студентов на начальной стадии урока, когда идет актуализация
имеющегося у них опыта и знаний.
Он позволяет выяснить все, что знают или думают студенты по обсуждаемой теме урока.
по теме «География Африки»
Африка
Климатические условия
Зима
Лето
Почвы
Животный мир
Растительный мир
Население
Слайд 14Стратегия ЗХУ
по теме «Истории древнего мира»
Слайд 15Стадия Инсерт «Реализация смысла»
(«Условные значки»)
«✔» – уже знал
«+»
– новое
«–» – думал иначе
«?»
– есть вопросы
по теме
«Великие географические открытия»
Слайд 17Прием «Фишбоун»
(«Рыбная кость»)
Проблема:
Выводы:
Причина:
Причина:
факты:
факты:
Слайд 18
Причины распада Древней Руси
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Усиление
экономичес-кой мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Не был
определен порядок наследования киевского престола
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Раздробленность на Руси была неизбежна
Фишбоун по теме «Феодальная раздробленность на Руси»
Слайд 19Синквейн
1 строка:
Тема одним словом (обычно существительное)
2 строка:
Описание
темы (два прилагательных)
3 строка:
Описание действия в рамках этой
темы (три глагола или деепричастия)
4 строка:
Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)
5 строка:
Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Слайд 20Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Слайд 22Перепутанные логические цепочки
Преподаватель предлагает студентам ряд утверждений, среди которых есть
верные, а есть и неверные
Студенты работают индивидуально, читают текст,
отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 23Приемы по развитию навыков представления своего мнения
и учета иного
мнения
Семинары совместного редактирования
Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем
участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
Дискуссии
Свободное письмо
Эссе
Слайд 24Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
Высокая мотивация обучающихся к
образовательному процессу
Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с
одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 25Выводы
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет
сформировать умения и навыки работы с информацией:
находить, осмысливать, использовать нужную
информацию;
анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Слайд 26Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически