Слайд 1Учитель в условиях реализации ФГОС ООО
КОНИЩЕВА Т.А.
Слайд 2Нормативные документы
Закон РФ «Об образовании» п.2.7 ст.32
Закон РФ «Об
образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ст.18 п. 4-9)
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. №1897)
СанПиН 2.4.2.2821-10
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 №196; изменения от 10. 03.2009 г. №216)
Слайд 3Нормативные документы
Приказ ДОН от 10.07. 2012 г. №5563 «О примерных
учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»
Письмо ДОН от 10.
07.2012 г. №47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012- 2013 учебном году»
http://www.edukuban.ru/obsheeobr/sodrzhobr/
Слайд 4Нормативные документы
Приложение 1 к письму министерства образования и науки Краснодарского
края от 27.09.2012 №47-14802/12-14 «Рекомендации по разработке и оформлению рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
http://idppo.kubannet.ru/ru/introduction_standard/norm_dok
Слайд 5Особенности планирования
Соответствие ФГОС ООО
Преемственность и развитие ФГОС НОО
Реализация образовательной деятельности
через учебную и внеурочную деятельность
2 части учебного плана: обязательная и
формируемая участниками образовательного процесса
Индивидуализация процесса образования (для развития потенциала одаренных детей формирование индивидуальных маршрутов с использованием дистанционного образования под координацией тьюторов)
Слайд 6Особенности планирования
Цель образования: достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Формирование УУД
Содержание предметов – материал для обучения решения значимых личностных
и жизненных задач, обретения духовно-нравственного и социального опыта (перечень тем и сроки их изучения – характеристика деятельности обучающихся, планируемые результаты)
Учет специфики ОУ, класса, уровня обученности, УМК
Проверке подвергается соответствие ФГОС ООО
Слайд 7ФГОС ООО
Раздел III Требования к структуре ООП ООО
П.13. «ООП ООО
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса…»
П.16
« Разработка и утверждение ОУ ООП ООО осуществляется самостоятельно с привлечением органов управления ОУ, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением».
Слайд 8ФГОС ООО
П. 17. «ООП ООО должна соответствовать типу и виду
ОУ и быть преемственной по отношению к ООП НОО»
П. 18.1.2.
Планируемые результаты освоения ООП ООО должны «2)являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы»
Слайд 9ФГОС ООО
П.14 «ООП ООО в ОУ, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается
на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования»
П. 18.2.2
«Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП с учетом основных направлений программ, включенных в структуру ООП»
Слайд 10Прикладное значение планируемых результатов
Выбор УМК
Составление Основной образовательной программы образовательного учреждения
Составление
рабочей программы по предмету
Составление КТП
Слайд 11Что такое планируемые результаты?
Система обобщенных личностно-ориентированных целей образования (соответствующих возрастным
особенностям), уточненных и дифференцированных по учебным предметам
Элементы, подлежащие формированию
и оценке
Показатель успешности обучающихся, учителей и всех уровней образовательных систем
Содержательная и критериальная основа для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы
Прогноз того, чему необходимо научить конкретного ребенка в конкретной школе
Слайд 12Каковы основные направления планируемых результатов?
Формирование УУД
Формирование ИКТ-компетентности
Основы учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Стратегия смыслового чтения
Целевые установки каждого учебного предмета
Слайд 13Каков инструментарий достижения планируемых результатов?
Основная образовательная программа образовательного учреждения :
программа
развития УУД
программы учебных предметов, курсов, внеурочных занятий
программа воспитания и социализации
обучающихся
Важна интегральная оценка итогов всех общеобразовательных программ
Слайд 14Что отличает цели образования от планируемых результатов?
Цели образования
Планируемые результаты
Основные, главные
итоги обучения
Ориентиры, определяющие стратегию этапов образовательного процесса
Не являются критериями оценки
учебных достижений
Качество (уровень) усвоения учебного материала
Реальные результаты обучения
Содержательная и критериальная основа для системы оценки
Слайд 15Нормативные документы, содержащие описание требований к планируемым результатам.
ФГОС ООО
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения
Примерные программы по учебным предметам. История 5
– 9 классы
Слайд 16Типология требований к результатам образования
Требования как описание совокупности компетентностей
выпускника
Требования как критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
на каждой ступени образования
Требования как составная часть примерных учебных программ
Слайд 17Уровневый подход как основа системы планируемых результатов
Слайд 18Уровневый подход как основа системы планируемых результатов
Слайд 19Дифференциация требований к подготовке обучающихся (Примерная ООП: раздел 1.2 )
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Служат для решения основных задач образования
Необходимы
для последующего обучения
Могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся
Задачи построены на опорном учебном материале
Выносится на итоговую оценку
Характеризуют исполнительскую компетентность
Задания базового уровня
Зона ближайшего развития – задания повышенного уровня
Выполнение заданий – единственное основание для перехода на следующую ступень обучения.
Служат для расширения и углубления понимания опорного учебного материала
Свидетельствуют о возможности профессиональной подготовки
Могут быть освоены отдельными учащимися
Задачи построены на учебном материале повышенной сложности
Может выносится на итоговую оценку, предпочтительно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания с использованием неперсонифицированной информации
Характеризуют мотивацию и особые способности
Задания высокого уровня
Зона ближайшего развития – профильное обучение
Невыполнение заданий – не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Слайд 21Примерная ООП ОУ
Раздел 2.2 «Программы отдельных учебных предметов, курсов»:
приводится
основное содержание курсов по всем обязательным предметам, которое должно быть
в полном объеме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов.
полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов содержится в пособиях «Примерные программы по учебным предметам» по каждому предмету, изучаемому на ступени ООО
Слайд 22Статус примерной программы по предметам, курсам
Определяет обязательную часть учебного курса
Ориентир
для составления рабочих программ
Не задает последовательности изучения материала и распределения
его по классам
Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения
Слайд 23Структура ООП ООО (раздел III ФГОС ООО)
1.Целевой раздел (общее назначение,
цели, задачи, планируемые результаты, способы достижения определенных целей и результатов):
1.1
пояснительная записка
1.2 планируемые результаты освоения ООП
1.3 система оценки достижения планируемых результатов
Слайд 24Структура ООП ООО (раздел III ФГОС ООО)
2. Содержательный раздел (общее
содержание, образовательные программы):
2.1 программа развития УУД, ИКТ-компетенций, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом
2.2 программа отдельных учебных предметов, курсов, в том числе и интегрированных
2.3 программа воспитания и социализации
2.4 программа коррекционной работы
Слайд 25Структура ООП ООО (раздел III ФГОС ООО)
3. Организационный раздел (организация
и механизм реализации компонентов ООП)
3.1 базисный учебный план ООО
3.2 система
условий реализации ООП (кадровые, психолого-педагогические, финансовое обеспечение, материально-технические, информационно-методические, модель сетевого графика)
Слайд 26Рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей)
Основа для Положения о рабочей программе учителя, которое ОУ
разрабатывает самостоятельно (ФЗ «Об образовании» п.2.7 ст.32).
ОУ вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы для всех работников школы (в соответствии с нормативными документами; утверждается локальным актом).
ОУ может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы (в соответствии с нормативными документами; утверждается локальным актом).
Слайд 27Рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей)
Структура рабочей программы может соответствовать:
структуре примерной образовательной программы по
учебному предмету.
структуре программы, представленной УМК (разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО; УМК вошли в соответствующий раздел Федерального переченя)
Слайд 28Обязательные компоненты структуры рабочей программы
Титульный лист (образец в Приложении)
Пояснительная записка
(примерная программа по предмету; примерная ООП; ООП ОУ; авторская программа
УМК):
нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана программа (ФГОС ООО; ООП ОУ; примерная программа по предмету; УМК с полным названием всех составных частей);
Слайд 29Обязательные компоненты структуры рабочей программы
общие цели образования с учетом специфики
учебного предмета, курса (стр. 5);
общая характеристика учебного предмета, курса (стр.
8);
описание места учебного предмета в учебном плане (стр. 12);
роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП (стр. 6).
количество учебных часов в соответствии с учебным планом.
ВАЖНО. Учет особенностей конкретного ОУ и конкретной ООП ОУ.
Слайд 30Обязательные компоненты структуры рабочей программы
3. Содержание учебного предмета (Примерная программа
по предмету; Примерная ООП; ООП ОУ):
наименование разделов учебной программы и
характеристика основных содержательных линий ;
планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные, на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы (Примерная ООП (стр. 22-36; 51 - 54);
Слайд 31Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (ООП ОУ)
Фиксируются в соответствии
с особенностями ОУ, состава класса, уровня обученности в начальной школе.
Учитывается два уровня:
Выпускник научится (опорный учебный материал; учебные задачи принципиальные для успешного обучения и социализации большинства обучающихся; базовый уровень сложности)
Выпускник получит возможность научиться (расширение и углубление опорного материала; повышенный уровень сложности)
Слайд 32Обязательные компоненты структуры рабочей программы
система оценки планируемых результатов, выраженная в
формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях
уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и т.д.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся (Примерная ООП (стр. 102 - 120); ООП ОУ);
перечень лабораторных и практических работ, экскурсий;
направления проектной деятельности обучающихся;
использование резерва учебного времени (в том случае если они предусмотрены примерной программой или авторской программой УМК).
Слайд 33Обязательные компоненты структуры рабочей программы
4. КТП (РП учебного предмета)
Дата проведения
урока
Раздел учебной программы по предмету
Тема урока; темы контрольных, практических, лабораторных
работ
Количество часов, отведенных на освоение программного материала
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Слайд 34Обязательные компоненты структуры рабочей программы
Дополнительно:
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид
контроля (измерители)
Дополнительная литература
Оборудование урока
(Образец в Приложении)
Слайд 35Обязательные компоненты структуры рабочей программы
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Печатные
пособия
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Технические средства обучения (средства
ИКТ)
Цифровые образовательные ресурсы
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Натуральные объекты
Демонстрационные пособия
Музыкальные инструменты
Натуральный фонд
Слайд 36Обязательные компоненты структуры рабочей программы
5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Письмо
Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г.
№03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения ОУ».
Приказ министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Слайд 37Обязательные компоненты структуры рабочей программы
ВАЖНО
Увеличение количества часов учебных занятий практико-ориентированной
направленности
Определение логической последовательности освоения программного содержания
Использование современных образовательных технологий
Механизмы достижения
планируемых результатов
Преемственность содержания по предмету
Реализация принципа интегративного подхода
Определение содержания на базовом и повышенном уровне
Включение модулей регионального предметного содержания
Реализация системно-деятельностного подхода
Слайд 38Порядок составления рабочей программы
Составляется на один учебный год или на
ступень обучения
Разрабатывает учитель или группа учителей
Может быть единой для всех
работающих в данной школе учителей или индивидуальной
Оформляется в соответствии с установленным образцом
Слайд 39Порядок утверждения рабочей программы
Методическое объединение учителей рассматривает программу на предмет
ее соответствия требованиям ФГОС ООО и соответствия с Положением о
рабочей программе (согласование, протокол заседания МО за подписью руководителя МО школы)
Заместитель директора устанавливает соответствие программы учебному плану ОУ, ФГОС ООО, проверяет наличие учебника в федеральном перечне (согласование)
Педагогический совет утверждает программу (гриф на титульном листе)
Слайд 40В случае изменения структуры программы
На муниципальном уровне рецензирование проводится методическим
советом района.
Региональное рецензирование осуществляется по заявке ОУ для программ по
специально разработанным учебным курсам (часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса) – на предметных кафедрах ККИДППО.
Решение об уровне рецензирования принимается муниципальной методической службой.
Слайд 41Повышение квалификации
Курсы повышения квалификации
Стажерская площадка на базе ОУ
Участие в
проекте
Участие в конференции
Дистанционное обучение
Слайд 42Методическое сопровождение педагогов
Семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС ООО
(методический аудит)
Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной
профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС
Заседания МО
Конференции
Участие в разработке разделов и компонентов ООП ОУ
Участие в разработке и апробации оценки эффективности работы
Участие в проведении мастер-класов, круглых столов, стажерских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и тематических мероприятиях
Слайд 43
Спасибо за внимание
Галутво Людмила Михайловна
e-mail: for_galutvo@mail.ru
Сайт ККИДППО: http://idppo.kubannet.ru/
Сайт Министерства
образования и науки Краснодарского края
www.edukuban.ru