Слайд 1Т.А. Корчагина, заместитель директора
по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4»
Тема
выступления:
«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»
Слайд 2Синдром эмоционального выгорания
Это состояние эмоционального и умственного истощения,
физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.
Слайд 3Факторы риска профессиональной деформации личности педагога
Ключевым компонентом
развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между
личностью и предъявляемыми ей требованиями.
Слайд 4Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::
высокая рабочая нагрузка;
отсутствие или
недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
недостаточное вознаграждение
за работу, как моральное, так и материальное;
невозможность влиять на принятие важных решений;
двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;
отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
Слайд 5 Профессиональные факторы риска:
«помогающие», альтруистические профессии, где сама работа
обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские сестры, социальные работники,
психологи, учителя и даже священнослужители;
также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами: в медицине - это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями; в педагогике - это дети подросткового возраста, а также дети из семей, находящихся в социально опасном состоянии;
в последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен, например, программисты;
среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности; как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах;
молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы;
провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы - развод, смерть близкого; по этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.
Слайд 6 Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте,
к которому приводят:
предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка,
сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
невозможность влиять на принятие важных решений;
постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями, подростки;
провоцировать синдром выгорания могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы: развод, смерть близкого;
отсутствие каких-либо интересов вне работы.
Слайд 7Первый признак эмоционального выгорания – истощение
Появляется чувство перенапряжения,
эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее
после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Слайд 8Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность
Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью,
у него
почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к партнёрам по профессиональной деятельности.
Слайд 9Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности
и падение самооценки
Человек не видит перспектив в
своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром.
Это означает полный личный и социальный неуспех.
Слайд 101.Физические симптомы:
разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что
хочется лечь и уснуть, полное истощение;
снижается работоспособность, что приводит к
нехарактерным ошибкам;
снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания;
человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес;
несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается;
очень плохое общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.
Слайд 112.Эмоциональные симптомы:
неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных
случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат –
потеря самообладания
и самоконтроля;
развитие психосоматических заболеваний;
пессимизм, цинизм и черствость, как в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации своей или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены;
безразличие и усталость;
ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность;
повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность;
нарастание тревоги, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки;
душевные страдания, вплоть до истерик;
потеря надежд на профессиональные перспективы;
преобладает чувство одиночества.
Слайд 123 .Поведенческие симптомы:
3 .Поведенческие симптомы:
увеличение рабочего времени - больше 45
часов в неделю);
во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое
желание прерваться, отдохнуть;
безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
оправдание употребления большого количества табака, алкоголя, лекарств;
учащение несчастных случаев: травмы, падения, аварии;
импульсивное эмоциональное поведение.
Слайд 134.Интеллектуальное состояние:
уменьшение интереса к новым теориям и идеям в
работе;
уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов;
увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие -недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу;
безразличие к новшествам, нововведениям;
малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах: тренингах, образовании, повышении квалификации;
формальное выполнение работы.
Слайд 145.Социальные симптомы:
нет времени, энергии и желания для социальной активности;
уменьшение активности
и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы;
социальные
контакты ограничиваются только работой;
скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
ощущение изоляции, непонимания других и другими;
ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Слайд 15ЗАДУМАЙТЕСЬ!
Если вы нашли по два и более симптома
в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и
психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально-психологическая помощь.
Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!
Слайд 16Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
1. Все
были когда-то детьми, многие из нас имеют своих детей, поэтому,
сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, мы можем испытывать самые сильные негативные чувства — подавленность, ощущения несправедливости, «как же такое возможно?», раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию;
Слайд 17Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
2.Сам контакт с
детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую затруднен. Прошлый опыт
большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых может восприниматься детьми как попытка использовать их в своих целях. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными», постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что делает бессмысленной их работу;
Слайд 18Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
3.Результаты работы с
«брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты на
эту работу велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба нередко неизвестна людям. которые оказывают ему помощь. Эффективность работы, зависит от различных людей и обстоятельств, иногда конкретному человеку очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует продолжительного времени;
Слайд 19Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
4. Труд в
социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной
мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации собственной жизни;
Слайд 20Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
5.Большая загруженность на
работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные возможности для профессионального
роста, посещения обучающих семинаров и тренингов. Накапливаются личные проблемы, неизбежно возникающие в работе с эмоционально травмирующими ситуациями.
Слайд 21Для сотрудников входящих в группу риска характерно «особое» отношение к
работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется ввиду:
чрезмерно высокие требования,
предъявляемые к своей работе;
высокую личностную ценность результатов своей профессиональной деятельности;
понимание им своей работы как главной жизненной ценности.
Слайд 22Профилактика и преодоление СЭВ
Профилактические и коррекционные меры
при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития
данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.
Слайд 23Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия
стрессора:
снятие рабочего напряжения,
повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным
обучением;
правильной организацией работы персонала, со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки;
необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе;
отработкой личных проблем.
Слайд 24Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ,
но и достичь снижения степени его выраженности.
В целях направленной
профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.