Разделы презентаций


Факторы риска профессиональной деформации личности педагога

Содержание

Синдром эмоционального выгорания Это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Т.А. Корчагина, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4»
Тема

выступления:
«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога»

Т.А. Корчагина, заместитель директора  по воспитательной работе, МБОУ «СОШ №4»Тема выступления: «Факторы риска профессиональной деформации личности

Слайд 2Синдром эмоционального выгорания
Это состояние эмоционального и умственного истощения,

физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

Синдром эмоционального выгорания  Это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса

Слайд 3Факторы риска профессиональной деформации личности педагога
Ключевым компонентом

развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте: несоответствие между

личностью и предъявляемыми ей требованиями.
Факторы риска профессиональной деформации личности педагога  Ключевым компонентом развития синдрома выгорания является стресс на рабочем месте:

Слайд 4Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::
высокая рабочая нагрузка;
отсутствие или

недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
недостаточное вознаграждение

за работу, как моральное, так и материальное;
невозможность влиять на принятие важных решений;
двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным;
отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. 
Организационные факторы, способствующим эмоциональному выгоранию, относятся::высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и

Слайд 5 Профессиональные факторы риска:
«помогающие», альтруистические профессии, где сама работа

обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские сестры, социальные работники,

психологи, учителя и даже священнослужители;
также предрасполагает к выгоранию и работа с «тяжелыми» клиентами: в медицине - это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями; в педагогике - это дети подросткового возраста, а также дети из семей, находящихся в социально опасном состоянии;
в последнее время концепция синдрома эмоционального выгорания расширилась на специальности, где контакт с людьми вообще не характерен, например, программисты;
среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности; как, например, отсутствие профессионального образования и систематического повышения квалификации, невозможность участия или нерегулярное участие в балинтовских и супервизорских группах;
молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы;
провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы - развод, смерть близкого; по этическому кодексу психотерапевты и консультанты могут приступить к работе через полгода после инцидента травмы.
Профессиональные факторы риска: «помогающие», альтруистические профессии, где сама работа обязывает оказывать помощь людям - врачи, медицинские

Слайд 6 Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте,

к которому приводят:
предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка,

сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
невозможность влиять на принятие важных решений;
постоянный риск штрафных санкций: выговор, увольнение, судебное преследование;
однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями, подростки; 
провоцировать синдром  выгорания могут  болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические травмы: развод, смерть близкого;
отсутствие каких-либо интересов вне работы.
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: предъявление завышенных требований и

Слайд 7Первый признак эмоционального выгорания – истощение
Появляется чувство перенапряжения,

эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее

после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
Первый признак эмоционального выгорания – истощение  Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство

Слайд 8Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отстраненность

Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью,
у него

почти ничего не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Полностью утрачивается интерес к партнёрам по профессиональной деятельности.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отстраненность  Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью,

Слайд 9Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной эффективности

и падение самооценки
Человек не видит перспектив в

своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Низкая самооценка, вина и депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром.
Это означает полный личный и социальный неуспех.
Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки   Человек не

Слайд 101.Физические симптомы:
разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что

хочется лечь и уснуть, полное истощение;
снижается работоспособность, что приводит к

нехарактерным ошибкам;
снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания;
человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес;
несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается;
очень плохое  общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота,  головокружение,  чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.
1.Физические симптомы: разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление; такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение;снижается работоспособность,

Слайд 112.Эмоциональные симптомы:
неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных

случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат –

потеря самообладания
и самоконтроля;
развитие психосоматических заболеваний;
пессимизм, цинизм и черствость, как  в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации  своей   или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены;
безразличие и  усталость;
ощущения фрустрации и  беспомощности, безнадежность;
повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность;
нарастание тревоги, усиление иррационального  беспокойства, неспособность  сосредоточиться;
развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки;
душевные страдания, вплоть до истерик;
потеря надежд на профессиональные перспективы;
преобладает чувство одиночества.
2.Эмоциональные симптомы:неэмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и

Слайд 123 .Поведенческие  симптомы:

3 .Поведенческие  симптомы:

увеличение рабочего времени - больше 45 

часов в неделю);
во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое

желание  прерваться, отдохнуть;
безразличие к еде; стол скудный, без изысков;
оправдание употребления  большого количества табака, алкоголя, лекарств;
учащение несчастных случаев: травмы, падения, аварии;
импульсивное эмоциональное поведение.
3 .Поведенческие  симптомы:3 .Поведенческие  симптомы:увеличение рабочего времени - больше 45  часов в неделю);во время рабочего дня часто появляется

Слайд 134.Интеллектуальное состояние:
уменьшение  интереса   к новым теориям и идеям  в 

работе;
уменьшение интереса  к альтернативным  подходам  в решении проблем, конфликтов;


увеличение  скуки, тоски, апатии, и как следствие -недостаток  куража, вкуса  и интереса к жизни;
предпочтение  стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу;
безразличие к  новшествам, нововведениям;
малое участие или полный отказ от участия в  развивающих экспериментах: тренингах, образовании, повышении квалификации;
формальное выполнение работы.
4.Интеллектуальное состояние: уменьшение  интереса   к новым теориям и идеям  в  работе; уменьшение интереса  к альтернативным  подходам  в

Слайд 145.Социальные симптомы:
нет времени, энергии  и желания для социальной активности;
уменьшение  активности

и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы;
социальные

контакты ограничиваются только работой;
скудные взаимоотношения с другими, как  дома, так  и на работе;
ощущение изоляции, непонимания других и  другими;
ощущение недостатка  поддержки со стороны  семьи, друзей,  коллег.
5.Социальные симптомы:нет времени, энергии  и желания для социальной активности;уменьшение  активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам

Слайд 15ЗАДУМАЙТЕСЬ!
Если вы нашли по два и более симптома

в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о своем физическом и

психическом здоровье. Вам нужна, если не медицинская, то уж точно - социально-психологическая помощь.
Попробуйте разобраться в причинах того, что вы обнаружили в себе, обратитесь за помощью к специалистам, посетите тренинг. Но не бездействуйте!
ЗАДУМАЙТЕСЬ!  Если вы нашли по два и более симптома в каждой группе, это сигнал: задумайтесь о

Слайд 16Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
1. Все 

были когда-то детьми, многие из нас имеют своих детей, поэтому,

сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, мы можем испытывать самые сильные негативные чувства — подавленность, ощущения несправедливости, «как же такое возможно?», раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию;
Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками 1. Все  были когда-то детьми, многие из нас имеют

Слайд 17Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
2.Сам контакт с

детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую затруднен. Прошлый опыт

большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых может восприниматься детьми как попытка использовать их в своих целях. Они не подпускают к себе взрослых, «проверяют» их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на «хорошее отношение», манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей «неблагодарными», постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что делает бессмысленной их работу;
Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками2.Сам контакт с детьми, попадающими в трудные жизненные ситуации, зачастую

Слайд 18Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
3.Результаты работы с

«брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты на

эту работу велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба нередко неизвестна людям. которые оказывают ему помощь. Эффективность работы, зависит от различных людей и обстоятельств, иногда конкретному человеку очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует продолжительного времени;
Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками3.Результаты работы с «брошенными» детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны,

Слайд 19Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
4. Труд в

социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной

мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации собственной жизни;
Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками4. Труд в социальной сфере обычно низко оплачивается, что не

Слайд 20Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками
5.Большая загруженность на

работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные возможности для профессионального

роста, посещения обучающих семинаров и тренингов. Накапливаются личные проблемы, неизбежно возникающие в работе с эмоционально травмирующими ситуациями.
Особенности СЭВ при работе с детьми и подростками5.Большая загруженность на работе и недостаточные материальные ресурсы предоставляют ограниченные

Слайд 21Для сотрудников  входящих в группу риска характерно «особое» отношение к

работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется ввиду:
чрезмерно высокие  требования,

предъявляемые к своей работе;
высокую личностную ценность результатов своей профессиональной деятельности;
понимание им своей работы как главной жизненной ценности.
Для сотрудников  входящих в группу риска характерно «особое» отношение к работе, которое назвали «идентификацией с работой», имеется

Слайд 22Профилактика и преодоление СЭВ
Профилактические и коррекционные меры

при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития

данного синдрома, может быть использовано и при его коррекции. Для организаций социального профиля, где нередко скапливается большой круг проблем, связанных с выгоранием, характерны частые явные и неявные конфликты между сотрудниками, сотрудниками и администрацией, высокая текучесть кадров, неблагоприятный психологический климат. Поддержка принципов командного подхода в работе позволяет разрешить ряд проблем.
Профилактика и преодоление СЭВ   Профилактические и коррекционные меры при СЭВ во многом схожи: то, что

Слайд 23Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия

стрессора:
снятие рабочего напряжения,
повышение профессионального уровня, в первую очередь регулярным

обучением;
правильной организацией работы персонала, со стороны администрации нужна  система  поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки;
необходимо обратить внимание на улучшение условий труда - характер складывающихся взаимоотношений в коллективе;
отработкой личных проблем.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора:снятие рабочего напряжения, повышение профессионального уровня, в

Слайд 24Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ,

но и достичь снижения степени его выраженности. В целях направленной

профилактики СЭВ следует:

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Соблюдая перечисленные данные рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика