Слайд 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Алла Анатольевна Гамаюнова
ГБОУ СОШ №270
г. Санкт-Петербург
Слайд 2Разработка информационных образовательных технологий является сложным процессом с соблюдением присущих
для всякого проектирования требований и принципов.
Слайд 3
научность:
первичность психолого-педагогического и вторичность технического и программных
компонентов разработки
опора на мотивацию:
акцентирование внимания на достижение и поддержание высокой
мотивации;
стремление к преимущественному достижению внутренней учебной мотивации;
Основные принципы разработки ИТ
Слайд 4целенаправленность
Постоянное соотнесение
Результатов разработки с
ближайшими и отдалёнными
образовательными целями;
открытость:
возможность
реализации любой
педагогической
технологии,
концепции;
лёгкость
модернизации и
переструктурирования;
Основные принципы
разработки ИТ
Слайд 5
системность:
Рассмотрение каждого объекта как единого
целого, во
всём многообразии его взаимосвязей с
элементами надсистемы,
подсистемы и окружающей
средой;
эффективность:
Ориентация
на достижение нового качественного уровня развития личности;
Оптимальное использование
возможностей информацонных
образовательных технологий;
Основные принципы разработки ИТ
Слайд 6Основные принципы разработки ИТ
практичность:
постоянная обратная связь процесса разработки информационных
технологий с
результатами их практического использования
;
профессионализм:
создание творческих коллективов, включающих преподавателей различных учебных
дисциплин, специалистов в областях психологии, педагогического проектирования, дизайна, программирования
,
;
Слайд 7главная роль по созданию
средств
информационных
образовательных технологий должна принадлежать преподавателям; руководящий
состав ОУ должен возглавлять и обеспечивать информатизацию образования.
Роль первого руководителя
Слайд 8
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ
И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИОТ:
Анализ и систематизация основных
подходов к разработке информационных образовательных технологий позволили принять следующую их
классификацию :
Слайд 9По характеру выполняемых функций:
средства, обеспечивающие создание положительных учебных мотивов, помогающие
в показе учебного материала;
автоматизирующие и организационные функции преподавателя;
средства,
обеспечивающие составление и предъявление учебных заданий;
контролирующие и обеспечивающие обратную связь и коррекцию, снимающие с обучающегося вспомогательную, рутинную часть его образовательной деятельности;
комплексные средства, управляющие действиями обучающегося на всех этапах.
Слайд 10
По степени полноты обучающих функций, возлагаемых на ЭВМ:
программы, выполняющие отдельные
функции управления обучением;
программы, реализующие законченный фрагмент обучения в целом;
программы, производящие
автоматизированное управление всем учебным курсом.
Слайд 11По особенностям взаимодействия обучающегося с ЭВМ:
недиалоговые программы, жёстко предписывающие последовательность
действий;
программы с различными типами диалога ( деловым, педагогическим и др.);
диалоговые программы с возможностью постановки обучающимися задач по своему усмотрению.
Слайд 12По способу управления учебной деятельностью:
программы, осуществляющие разомкнутое или цикличное управление;
программы,
управляющие по принципу белого или чёрного ящика;
программы с управлением
по ответу или по процессу.
Слайд 13 По уровням индивиализации образования:
средства, осуществляющие индивидуальное образование;
средства, осуществляющие адаптивное
образование;
средства, осуществляющие индивидуализированное образование;
программы для межличностного образовательного процесса (в сотрудничестве).
Слайд 14По форме представления учебного материала:
текстовая книга;
статичная иллюстрированная книга ("в картинках");
книга
с анимацией или со звуковым сопровождением;
мультимедиа-книга (текст, звук, изображения, видеоклипы);
гипермедиа-книга
– мультимедиа-книга, использующая гипертекст с целью нелинейного представления знаний.
Слайд 15
Основные требования к информационным образовательным технологиям
Всестороннее обоснование процесса разработки
информационных образовательных технологий, позволило выработать основные требования ним, которые могут
быть использованы как при разработке информационных образовательных технологий, так и при оценке их качества. Эти требования могут быть разделены на следующие основные группы:
Слайд 16Общесистемные требования:
Научность содержания:
обеспечение возможности построения содержания образования с учетом основных
принципов педагогики, психологии, кибернетики, теории высшей нервной деятельности.
Открытость:
возможность реализации любого
способа управления учебной деятельностью.
Слайд 17Общесистемные требования:
Воспитывающий характер: информационное наполнение образовательной среды должно обеспечивать сочетание
процессов обучения и воспитания.
Креативность:
обеспечение подготовки специалистов с творческим потенциалом, способных
самостоятельно ставить и решать проблемы.
Слайд 18Общесистемные требования:
надёжность работы и системная целостность:
техническая корректность; обеспечение адекватной
реакции на любые ответы обучающихся.
научная организация дизайна образовательной среды:
обеспечение
максимальной информативности при минимальной утомляемости обучающихся.
Слайд 19
Методологические требования:
целенаправленость:
обеспечение обучающегося постоянной информацией о ближайших
и отдалённых целях образования, степени достижения этих целей;
обеспечение мотивации: стимулирование
постоянной высокой мотивации обучающихся, подкрепляемой целенаправленностью, активными формами работы, высокой наглядностью, своевременной обратной связью;
Слайд 20Методологические требования:
обеспечение обучения в сотрудничестве:
программа должна моделировать совместную субъект-субъектную
деятельность
Слайд 21Методологические требования:
обеспечение систематической обратной связи:
обратная связь должна быть педагогически
оправданной, не только сообщать о допущенных ошибках, но и содержать
информацию, достаточную для их устранения;
обоснованность оценивания
использование, помимо результатов тестового контроля, дополнительных показателей, влияющих на оценку, в роли которых могут выступать: количество повторений материала, количество проработанных гиперссылок, характер допущенных ошибок .и т. д.;
Слайд 22педагогическая гибкость:
программа должна позволять обучающемуся самостоятельно принимать решение о выборе
учебной стратегии, характера помощи, последовательности и темпа подачи материала; должны
быть обеспечены возможности доступа к ранее пройденному учебному материалу, выхода из программы в любой её точке;
возможность возврата назад:
при самостоятельной работе должна быть предусмотрена отмена обучающимся ошибочных действий;
Методологические требования:
структуре и организационному построению:
структурная целостность:
учебный материал должен
быть представлен в виде укрупнённых дидактических единиц, сохраняющих логику, главные идеи и взаимосвязи осваиваемой учебной дисциплины;
входной контроль:
диагностика обучающегося перед началом работы с целью обеспечения индивидуализации образования, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
Слайд 24Требования к структуре и организационному построению:
индивидуализация образования: программа должна включать
динамическую модель обучающегося, многоуровневую организацию учебного материала, банк заданий разного
уровня трудности;
наличие развитой системы помощи: система помощи должна быть многоуровневой, педагогически обоснованной, достаточной для того, чтобы решить задачу и освоить способ ее решения; помощь должна оказываться с учетом характера затруднения и модели обучающегося;
Слайд 25 Требования к структуре и организационному построению:
наличие
интеллектуального ядра:
может быть обеспечено за счет экспертных систем или средств
искусственного интеллекта, организующих систему анализа причин ошибок обучающегося; систему комментариев, помогающих обучающемуся понять свои ошибки и сделать правильные для себя выводы;
возможность документирования хода образования и его результатов;
наличие развитой поисковой системы, режимов "лупы", "автопоказа»;
наличие специально отведённого места:
для рефлексии обучающихся и возможности накопления результатов рефлексии;
наличие интуитивно понятного дружелюбного интерфейса.
наличие блока контроля утомления обучающегося, блока релаксации:
последний должен содержать тематически однородные небольшие "банки" шуток, анекдотов, музыкальные фрагменты и т. д.
Слайд 26Используемые ресурсы:
http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection 1.htm
Cовременные информационные технологии в образовании: Южный федеральный округ:
материалы научно-практической конференции.Ростов-на-Дону,2011
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.-М.,ACADEMA,2003
Роберт, И.В. Информационные
и коммуникативные технологии в системе образования: учебно-методическое пособие для педагогических вузов –М.,2006
Литвинова В.Е. «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов». Журнал «Методист» №1. 2013.