Слайд 1учитель начальных классов МКОУ СОШ № 27
Постникова Н.В.
Тема:
« Развитие интеллекта младших школьников на уроках и внеурочной деятельности»
2012
– 2016г.
Слайд 2Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.
В свою очередь он характеризуется:
эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства
способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию
способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире
вниманием,памятью,наблю- дательностью, сообразительностью,
различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словеснологическим, речью.
Слайд 3Три условия:
Естественно, немаловажную роль играют задатки.
Второе условие – раннее
начало.
Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой
и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие – упорный труд.
Способности не получают в «готовом виде».
Слайд 4Проблемы:
Как организовать образовательный процесс, чтобы развить интеллектуальные способности учащихся?
Как повысить
мотивацию к обучению?
Как научить учиться?
Какую технологию применить?
Слайд 51.Создать из повседневного - удивительное.
2. О сложном говорить увлекательно,
эмоционально.
3. Учить всему кратко, понятно, основательно.
Основные направления в работе
учителя начальных классов
Слайд 61) Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в
группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы,
приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) Необычная форма преподнесения материала.
3) Создание проблемной ситуации через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) Сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) Привлечение учащихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) Стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Организация учебного процесса
Слайд 7Неумение учиться может привести к неуспеваемости…
Неуспеваемость возникает вследствие запущенности материала;
Пробелов
в знаниях, образовавшихся из-за случайных причин, иногда - из-за болезни;
Отсутствие
привычки трудиться, отсутствие интереса к учению, интеллектуальная пассивность, которую часто принимают за тупость и неспособность.
Слайд 8Как повысить учебную мотивацию школьников
Игра является мощным стимулом интереса к
учебе.
Самый мощный стимул в обучении « Получилось!»
Ситуация успеха.
Изменять методы
и приемы обучения.
Интегрирование знаний, связывая темы одного курса как с родственными, так и с другими учебными предметами»
Положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера.
Необычная форма преподнесения материала.
Парные, групповые формы работы.
Исследовательские и проектные работы.
Занимательность, необычное начало урока.
Соревновательные формы работы.
Понятие поурочный балл.( отметка за ответы в течение всего урока)
Не наказывать за неудачу.
Важность личности учителя.
Рефлексия через оценку собственной деятельности, оценка результатов деятельности.
Слайд 91. Важно научить школьников рациональным приемам учения.
3.Есть еще один важный момент в обучении детей – контроль
и самооценка.
4.Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения.
2. Взрослый должен дать ребенку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.
Как научить учиться
Слайд 10К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную
систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы
обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов:
ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии и др.
Инновационные педагогические технологии
Слайд 11Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
На уроках русского языка:
а) корректурные упражнения
- зачеркнуть в тексте гласную О, подчеркнуть согласную букву М;
б)
анаграмма:
И г р т - ТИГР едмедьв - МЕДВЕДЬ
Силица – ЛИСИЦА яазц - ЗАЯЦ
Парлеод – ЛЕОПАРД ражиф - ЖИРАФ
РАСТ
БУК ВЕРТ ПРИ
ЕЗДКА
ФУТ ВАРЬ ВОЗ ИНА
БАЛ ВАР РАЗ ГОРОК
КАП КОН ПО ОЧКА
КОН НАЛ СОР БОР
ВА КА ПАР ВОЗ
в) соединить половинки слов
г) исправь ошибки:
Бегает шусрый малыш. Открылся зимний лгер.
Литит огромный орёл. Цвитёт белая сирень.
Идёт гребной дождь. Достань столвую посуду
Стаит стеклянная ваза. Пропала тонкая иглка.
Скоро навогодний праздник. Кипит пузатый самовр.
Слайд 132. На уроках математики:
а) Упражнение «Каждой руке - своё дело»
Одной рукой рисуем геометрические фигуры, другой записываем таблицу на 3 или
4…
б) Вставьте вместо тире пропущенные буквы, чтобы получились слова. Но сначала решите примеры, а в ответе вместо числа запишите первую букву слова, обозначающего это число. Имейте в виду, что 1- это и «один», и «единица», и «раз».
Пример: - - - УХ
10:2=5(П)
10-9=1(Е)
20-7=13(Т)
Слайд 14Логические задачи.
Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию
логического мышления:
1.На веревке завязали пять узлов. На сколько частей
эти узлы разделили веревку?
2.Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?
3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?
4.Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?
5. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?
6.В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
7.Чтобы сварить одно яйцо требуется 4 минуты. За сколько минут сварятся 5 яиц?
8. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?
Слайд 15Задания на установление закономерностей.
Задание 1. Вставьте пропущенные числа:
А) 5, 15,
_______, 35, _______, 55;
Б) 14, 24, _______, _________, 54;
В) 2,
12, 22, _______, _______, ________;
Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;
Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;
Задание 2. Определите закономерность повторения фигур и дорисуйте
последовательности.
Слайд 16Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке
таблицы?
Слайд 17в) Упражнение «Счёт с помехой» Дети называют цифры от 1
до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до
40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок.
г) «Играем в считалки» . По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные.
д) Игра «Считаем вместе» Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(например: 16), то , произнося это число, вы должны будете встать.
Слайд 18Задания, которые можно использовать на уроках чтения, окружающего мира и
других.
а) продолжи ряд: первый - яблоко, второй -яблоко, груша, третий-
яблоко, груша, лимон, третий – яблоко, груша, лимон, апельсин и т.д.
б) Игра «Перекличка - путанка» Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
в) Упражнение «Прятки»
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Инструкция: найдите предметы, которые спрятались на рисунке. (Это могут быть предметы литературного произведения)
Слайд 19г) Упражнение «Живая картина»
Учитель (или кто-то из детей) организует
участников (от 2-х до всех), в любую группу. Участники замирают
в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносят строго оговорённое количество изменений. (Например: 2 участника меняются местами, 3-й опускает поднятую руку, 4-й поворачивается в другую сторону- всего 3 изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картину
Слайд 20Упражнения, используемые на любом уроке и внеурочной деятельности:
Развитие левого полушария
мозга:(пальчиковые гимнастики, письмо и рисование разными руками и др. упражнения)
Кроссворды
Ребусы
Танграммы,
Оригами
Установление закономерностей
Сравнение понятий
Анализ
Синтез
Обобщение