Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ:
ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ,
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Слайд 21. Инновационные процессы в образовании. Инновационная направленность педагогической деятельности.
2. Критерии
педагогических инноваций.
3. Педагогический опыт: сущность и содержание.
4. Технология изучения, обобщения
и распространения педагогического опыта. Диагностическая методика изучения инновационной деятельности учителя.
Слайд 3Сущность педагогических инноваций:
Инновация – новшество, новизна, изменение.
Педагогическая инновация как процесс
– введение нового в цель, содержание, методы и формы обучения
и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Слайд 4Учитель – автор, разработчик, исследователь, пользователь и пропагандист новых педагогических
технологий, теорий, концепций.
Управление обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению
в своей деятельности опыта коллег.
1.Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (ППО).
2. Внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику деятельности.
Слайд 5 Актуальность инноваций в педагогической деятельности:
1. Инновационная направленность деятельности учителя выступает
средством обновления государственной образовательной политики.
2. Возрастает роль и авторитет педагогического
знания в учительской среде.
3. Изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
4. Вхождение учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, достижение конкурентоспособности.
Слайд 6Массовый опыт – весь имеющийся опыт.
Передовой педагогический опыт – практическая
деятельность учителя или педагогического коллектива, позволяющая получать высокие образовательные результаты
наиболее рациональным способом.
Новаторский опыт – индивидуальное творчество, которое дает блестящие результаты у конкретного учителя.
Исследовательский опыт – внедрение в педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.
Слайд 7Функции творческой группы по изучению
и распространению ППО:
1. Описание ценности
и перспективности педагогического новшества.
2. Обоснование опыта, его научная и методическая
инструментовка.
3. Анализ и коррекция опыта.
4. Осуществление педагогического мониторинга.
5. Внедрение педагогического опыта.
Слайд 8Критерии педагогических новшеств:
новизна;
оптимальность;
высокая результативность;
возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Знание
критериев, умение их использовать при оценке педагогических инноваций – основа
педагогического мастерства.
Слайд 9Причины недостаточной реализации педагогических инноваций:
1) отсутствие необходимой профессиональной
экспертизы и апробации инноваций;
2) организационная, техническая, психологическая неподготовленность внедрения
педагогических нововведений;
3) отсутствие инновационной среды в учебном заведении.
Слайд 10Составляющие концепции диагностического изучения ППО:
В педагогическом опыте присутствуют элементы
положительного и отрицательного опыта;
Выявление положительных и отрицательных характеристик педагогической деятельности.
Слайд 11Диагностическая методика изучения инновационных процессов:
систематическое изучение профессионально-педагогических интересов, потребностей, ценностных
ориентаций учителей;
поиск концепций, новых технологий ППО;
выбор видов освоения и внедрения
педагогических инноваций, соответствующих особенностям личности учителя.
Слайд 12Этапы практической работы
по диагностическому изучению
педагогических инноваций:
1 этап
– анкетирование учителей, экспертиза анкет, уточнение данных анкет в процессе
индивидуального собеседования, анализ диагностических данных ;
2 этап – работа по повышению уровня профессионально-педагогической квалификации;
3 этап – итоги работы и повторное диагностирование.
Слайд 13Этапы распространения ППО:
1 этап – организация изучения массового педагогического опыта;
2
этап – организация изучения и обобщения ППО ;
3 этап –
распространение ППО.
Основа целенаправленного выявления и использования передового опыта – адресная направленность поиска.
Слайд 14 Методы изучения ППО:
1. Определение темы.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Выявление
объектов изучения.
4. Собирание фактического материала:
а) наблюдение педагогического процесса;
б) беседы с
учителем, учащимися, родителями, коллегами;
в) изучение документации;
г) печатные и рукописные материалы из опыта работы;
д) открытые уроки;
е) формы работы с учащимися: активные, развивающие, др.;
ж) заочные методические задания по описанию учителем собственного опыта.
Слайд 17Этапы и методы
распространения ППО:
пропаганда (устная, печатная, наглядная);
практический опыт (открытые
уроки, взаимные посещения занятий, практикумы, авторские курсы);
внедрение (методические рекомендации, указания);
совершенствование
опыта.