Слайд 1«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в 21 веке,
если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.» Д.С.Лихачев
Волкова А. В., учитель-логопед
Морозова Т.А., воспитатель
МБДОУ Ддетский сад
№32 «Ромашка» г. Тамбов
Русская народная культура -
как средство обогащения словаря.
Слайд 2Не зная прошлого, не имеешь будущего
Состояние современного языка давно вызывает
беспокойство. Снижение уровня речевой культуры слоев русского общества очевидно и
масштабно, так что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.
Слайд 3Актуальность
Славянская культура оставила огромное наследство, большая часть которого не
изучена, а, значит, постепенно происходит ее утрата. Чтобы полностью не
потерять то, что оставили предки, нужно почаще обращаться к народным обычаям, традициям, мифологии и изучать их.
Значение речи в становлении личности настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место.
Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные исторические традиции народа.
Слайд 4В обществе, где традиции воспитания детей, сформировавшиеся в течение тысячелетий,
существует огромный пласт «детской культуры» , включающей в себя игры,
занятия, праздники, развлечения и т.д. В современном обществе уже нет такой четкой границы, хотя, тоже существует искусство для детей разных возрастов. В целом, наверное, единственный критерий, на который стоит ориентироваться при приобщении ребенка к народной культуре – его живой и искренний интерес. Изучение культурных ценностей способствует расширению и углублению представлений детей о народных традициях и обычаях; воспитанию интереса к историческому прошлому своего народа, развитию речи и обогащению словаря, развитию желания и умения применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Слайд 5Предметом исследования выступает процесс формирования словаря детей дошкольного возраста в
процессе ознакомления в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором,
который имеет огромное значение в деле воспитания человека и ,вместе с тем, является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Слайд 6Проблема
Суть социального запроса в системе образования заключается в воспитании человека,
способного вступать в мировоззренческие диалоги, участвовать в них, понимать и
присваивать разные позиции и ценности.
Слайд 7Гипотеза
Целенаправленная и систематическая работа по обогащению словаря через знакомство с
народным творчеством, способствует эффективному расширению словарного запаса, cоздает возможности
выразительности речи, точности словоупотребления, развитию словесно- логического мышления и мотивационной сферы для обучения родному языку.
Слайд 8Цель
Формирование нравственно-духовных и культурных качеств в развитии личности, обогащение словаря
дошкольников через знакомство с русской народной культурой
Слайд 9Задачи
Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
Развитие фантазии, творческих способностей и умение находить средства выражения образа
в мимике, жестах, интонациях.
Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
Создание разнообразной речевой среды.
Научить постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир.
Возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Формирование потребности в художественном слове.
Формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
Воспитание любви к родному языку, развивать культуру речи детей, важность обогащения лексического запаса.
Выявление и распространение на занятиях с дошкольниками различных типов игр, ориентированных на пополнение словарного запаса.
Слайд 11
Словесный
Коллективное чтение художественной и исторической литературы
Заучивание наизусть по ролям
Сочинение по
ролям
Работа с родителями (круглый стол, пошив костюмов, изготовление атрибутов)
Подбор наглядно
–дидактического материала и пособий
Анкетирование
Оформление родительского уголка
Выпуск газеты
Разработка программы кружка «Мы - Тамбовчата»
Слайд 12Речевая среда
Сказочный лес
Морское царство
Забавная игрушка
Уголок ряжения
Пальчиковый театр
Театр на фланелеграфе
Дидактические
и настольные игры: « В гостях у Матрены», «Догадайся из
какой сказки герои», «Почтальон принес загадки», «Путешествие по сказкам», «Ярмарка», «Как у наших у ворот», «Придумай историю» и другие.
Музей «Русская изба»
Слайд 13Игровой метод
Игры драматизации
Игры – инсценировки
Дидактические игры
Настольно – печатные
Участие
в викторинах
Речевые и музыкальные игры
Танцы
Попевки
Слушание русских народных песен
Посещение музея
Рассматривание картин
Занятия
познавательного цикла
Художественно - творческая деятельность
Работа кружка «Мы - Тамбовчата»
Слайд 15ИНТЕРПритАЦИЯ
Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры.
Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до
сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях: сбор урожая, осенние праздники, народные гулянья, за ней зима- Святки, Рождество, Новый год - зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лета – с хороводами и песнями вокруг зеленой березы. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Все обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, коренится наше мировоззрение . Материал по ознакомлению с окружающим, развитию речи, музыке, играм, праздникам позволяет детям почувствовать радость жизни на земле, где все сменяет друг друга, жизнь вечна и прекрасна.
Слайд 17Подведение итогов
По итогам работы своим достижением считаем создание в группе
атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.
Дети научились чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Обогатился словарный запас детей за счет эпитетов, сравнений, эмоционально - оценочной и сказочной лексики.
Наше предположение оказалось верным, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Слайд 19Выводы
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает. Исходя
из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они
были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр, активное участие принимали в изготовлении атрибутов , костюмов к театральным постановкам, активно включались в работу на занятиях, праздниках и развлечениях.
На основе полученных знаний и умений у детей обогащается словарный запас, развивается словесно –логическое мышление, прививается любовь к художественному слову и дети просто начинают любить свою Родину с ее традициями и обычаями.
Слайд 22НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Слайд 23ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ
М.С.Семенова. Мы - Славяне! Популярная энциклопедия.
В.Даль. Пословицы русского народа.
Н.Ю.
Картушина. Русские народные праздники в детском саду. М.: ТЦ Сфера.
2006.
Календарные и народные праздники в детском саду.
Авт.- сост. Г. Л. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Н. Г. Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6лет:Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
Г.П.Федорова. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – С-Пб «Детство ПРЕСС», 2006г.
Слайд 24Интернет ресурсы
maaam.ru
http://wikipedia.org
yandex.ru
http://nsportal.ru
http://doshvozrast.ru
http://doshcolnik.ru