Слайд 1СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в
котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание,
формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Слайд 2При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
целевые ориентиры и
ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень их способностей;
характер учебной
мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
возможности педагога;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Слайд 3Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный
документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора
к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Слайд 4Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи
образовательной программы школы;
недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
отсутствуют некоторые обязательные разделы,
например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Слайд 5Требования к оформлению рабочих программ педагога
Текст рабочей программы педагога включает
8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание тем учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы (основной и дополнительной).
Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Слайд 6Пояснения к структурным элементам программы
Приложение 1
Функции рабочей программы и требования
к ней, способы построения рабочей программы.
Любая рабочая программа вне зависимости
от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:
нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
Слайд 7определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих
усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их
трудности;
процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки-уровня обученности учащихся.
Слайд 8Функции программы определяют следующие требования к ней:
Учет основных положений образовательной
программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и
задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
Наличие признаков нормативного документа.
Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
Конкретность представления элементов содержания образования.
Слайд 9Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
Содержание элементов рабочей программы:
Титульный
лист
полное наименование образовательного учреждения,
гриф утверждения программы (педагогическим советом
или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
название учебного курса, для изучения которого написана программа;
указание параллели, на которой изучается программа;
фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Слайд 10Пояснительная записка
кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.),
вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
концепция
(основная идея) программы;
обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
указание на место и роль курса в обучении;
цели,задачи;
Слайд 11сроки реализации программы;
основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики
структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по
данному предмету (при наличии таковых);
общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
предполагаемые результаты;
система оценки достижений учащихся;
инструментарий для оценивания результатов;
приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Слайд 12Учебно-тематический план-
перечень разделов, тем, последовательность их изучения;
количество часов на
изучение каждого раздела и каждой темы;
вид занятий (теоретические или
практические, количество часов);
деление на виды деятельности и формы,
формы и методы контроля; - др.
Слайд 13Содержание тем учебного курса
перечень и название раздела и тем курса;
необходимое
количество часов для изучения раздела, темы;
содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические
и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Слайд 14Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются
требования к:
знаниям;
умениям;
компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся
Слайд 15Перечень учебно-методического обеспечения
методические и учебные пособия;
оборудование и приборы;
дидактический
материал;
др.
Слайд 16Список литературы (основной и дополнительной)
литература, использованная при подготовке программы;
литература, рекомендованная для учащихся;
образовательные диски.
Слайд 17Приложения к программе
основные понятия курса;
списки тем рефератов;
темы проектов:
темы курсовых и
творческих работ;
примеры работ и т.п.;
методические рекомендации.
Слайд 18Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога
Разработка и утверждение рабочих
программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений
(п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.
Слайд 19Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко
и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику
и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Слайд 20Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом
программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования
государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Слайд 21Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если :
дано настолько точное
и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения
программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Слайд 22Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся
к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося
(например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Слайд 23Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие,
практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения
целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
Слайд 24
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности,
компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В
этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов деятельности);
перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Слайд 25Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся
после изучения курса в соответствии с государственными требованиями.
Требования к уровню
освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
Слайд 26В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые
организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение
всего курса, так и на отдельные темы.
Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы. При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
Слайд 27Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания
обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития
личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Слайд 28Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение
между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости
от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
Слайд 29 Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного
процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В
структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения.
Слайд 30Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке
учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность
в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
Слайд 31Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень
основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по
основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Слайд 32Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор
программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически
по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.
Слайд 33Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих
учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик
программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего в программе комплекта.
Слайд 34Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс
может быть использован не полностью, а частично. В этом случае
очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия.
Слайд 35Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но
и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким
образом, учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение – вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.
Слайд 36Пример оформления списка использованных источников
книга, меньше трех авторов
1. Савельев И.В.
Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука,
1982. – 432 с.
книга под редакцией
2. Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии/ Под ред. Э.В. Недашковского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с.
книга, авторов больше трех
Программные системы /И.М. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев: Наукова думка, 1983. – 270 с.
ГОСТ
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с.
Слайд 37диссертация
Луре Р.А. Исследование коронарной недостаточности при заболеваниях органов дыхания: Дис.
на соиск. учен. ст. канд. мед. наук. – М., 1982.
– 145 с.
статья из журнала, авторов меньше или равно трем
Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Острая кровопотеря. Взгляд на проблему // Анестезиология и реаниматология, 2002. – №6. – С. 4-9.
авторов больше трех
Архипов Ю.Р., Московским В.М., Павлов М.В. и др. Программное обеспечение для обработки пространственной географической информации ///Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4. – С. 102-103.
статья из сборника
Иваницкий Г.Р. Донорская кровь и её альтернативы // Перфторорганические соединения в биологии и медицине. Сб. науч. тр. – Пущиио: Изд-во «Сфера», 1999. – С. 5-20.
статья или глава из книги
Спаян В. Современное состояние исследований носителей кислорода – продвинутая нормоволемическая гемодилюция / Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы анестезиологии и реаниматологии. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – С. 135-143.