Разделы презентаций


Фонетико-фонетическое недоразвитие речи

Содержание

Тема: ФФНРЛекция . Фонетико-фонематическое недоразвитие речиМеню лекции1.1. Основные понятия 1.2. Проявления ФФН 1.3. Коррекция ФФН1.4. Список использованной литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования»

Логопедия
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ведущий лектор
Ларина


Александра Борисовна


2014 г.

pptcloud.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации специалистов)

Слайд 2 Тема: ФФНР
Лекция . Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Меню лекции

1.1. Основные понятия
1.2.

Проявления ФФН
1.3. Коррекция ФФН
1.4. Список использованной литературы

Тема: ФФНРЛекция . Фонетико-фонематическое недоразвитие речиМеню лекции1.1. Основные понятия 1.2. Проявления ФФН 1.3. Коррекция ФФН1.4. Список

Слайд 3Основные понятия темы ФФН.


Фонема,
фонематический слух,
звуковой и языковой

анализ.

Основные понятия темы ФФН. Фонема, фонематический слух, звуковой и языковой анализ.

Слайд 4
Фонема (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет

самостоятельноголексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка

(морфем и слов).

Фонематический слух - способность различать фонемы, звуки речи. 
Фонема (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная смыслоразличительная единица языка. Фонема не имеет самостоятельноголексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления

Слайд 5 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов

формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми

расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.



Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей

Слайд 61.2. Проявления ФФН
Нормальное функционирование фонематической системы

предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и

акустически близкие) и правильность их произношения. 
Исследования ряда авторов (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф.Чистович, А. Р. Лурия и др.) позволили сделать вывод, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
1.2. Проявления ФФН    Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков

Слайд 7ФФНР
Р. Е. Левина на основе психологического изучения

речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия

для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

ФФНР   Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем

Слайд 8ФФНР
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым

анализом (Л. Ф. Спирова, 1982).

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

ФФНР   Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом (Л. Ф. Спирова, 1982).

Слайд 9ФФНР
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при

нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах

органов речи.
В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.
Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

ФФНР     Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при

Слайд 10ФФНР
Несформированность произношения может выражаться:
в заменах (звонкие заменяются глухими,  р –л,

л-й, с - ш, ф и т. п. свистящие и шипящие звуки

заменяются более простыми по артикуляции взрывными звуками т, д).
искажениях;
смешениях
ФФНР Несформированность произношения может выражаться:в заменах (звонкие заменяются глухими,  р –л, л-й, с - ш, ф и т. п.

Слайд 11ФФНР
В фонетико-фонематическом развитии детей

выявляется несколько состояний:
недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных

в произношении звуков (остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно) - легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи (звуковой анализ нарушается более грубо). Ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
ФФНР       В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:недостаточное различение и затруднение

Слайд 12ФФНР
Низкий уровень фонематического восприятия

выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной

и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.
ФФНР       Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:а) нечеткое различение на

Слайд 13ФФНР
После обследования детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
• сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов

артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т, г, х, с) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л, озвончение всех согласных);
• выделить смешиваемые звуки;
• вычленить искаженные звуки;
• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты (от лат. substitutio — замена) , из числа более простых по артикуляции.
ФФНР       После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:• сгруппировать дефектные звуки

Слайд 14При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на

следующее:
1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их неправильной артикуляции?
2. Выявляется

ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве неправильно произносимых?
3. В каких условиях проявляется фонематическое недоразвитие (регулярно; в сложных позициях, при восприятии слов-паронимов)?
4. Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фонематического восприятия? На материале речевых высказываний проводится оценка сформированности слоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.

При анализе результатов обследования фонематического восприятия логопед обращает внимание на следующее:1. Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их

Слайд 151.3. Коррекция ФФН
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается

путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и

фонематического недоразвития.
1.3. Коррекция ФФН     Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции

Слайд 161.3. Коррекция ФФН
Логопедическая работа включает :
формирование правильного произношения,
развитие фонематических

процессов, звукового анализа и синтеза,
Упражнения, направленные на формирование готовности к

обучению грамоте.
1.3. Коррекция ФФН Логопедическая работа включает :формирование правильного произношения, развитие фонематических процессов, звукового анализа и синтеза,Упражнения, направленные

Слайд 171.3. Коррекция ФФН
Логопедическая работа включает :
формирование произносительных навыков,
развитие фонематического

восприятия и навыков звукового анализа и синтеза,
Упражнения, направленные на формирование

готовности к обучению грамоте, закрепление знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
1.3. Коррекция ФФН Логопедическая работа включает :формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и

Слайд 181.3. Коррекция ФФН
Параллельно формированию правильного произношения звуков осуществляется:
1) развитие внимания

к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний

в предложении;
2) формирование у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
1.3. Коррекция ФФН Параллельно формированию правильного произношения звуков осуществляется:1) развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению

Слайд 191.3. Коррекция ФФН
3) развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом

с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
4) развитие словаря детей путем привлечения

внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
5) развитие произвольного внимания и памяти. Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
1.3. Коррекция ФФН 3) развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;4) развитие

Слайд 201.3. Коррекция ФФН
В первую очередь у детей должна быть уточнена

артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.


С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Звуки следующие: а, о, у, э, ы, м, м, н, н, п, п, т, к, к, х, х, ф, ф, в, в, л, йот (j), б, д, г, г. 
Нередко многие звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф —в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л — р и т. п.).
1.3. Коррекция ФФН В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического

Слайд 211.3. Коррекция ФФН
Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства

детей еще не сформировались, а при произношении некоторых закрепилась неправильная,

искаженная артикуляция. Это звуки р, р, п, свистящие и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук т, близкий по артикуляции к звукам ч и if.
Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми.
1.3. Коррекция ФФН Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а при

Слайд 221.3. Коррекция ФФН
Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому

времени звуки.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание.

Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации).
После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
1.3. Коррекция ФФН Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.Дифференциации звуков на всех этапах

Слайд 231.3. Коррекция ФФН
При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее

благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной

устанавливается логопедом.
Для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам.
 Звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени.
Окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь

1.3. Коррекция ФФН При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной,

Слайд 24 1.4. Список использованной литературы
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В.

и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической

работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
1.4. Список использованной литературы Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у

Слайд 25Список литературы
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа. – СПб., 1998.
Шестакова, Н. А.Для чего ребенку

фонематический слух? [Текст]/ Шестакова, Н. А.// Начальная школа плюс До и После. 2007. № 9.С. 34 - 38.
Аманатова, М. М.Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [Текст] / Аманатова, М. М.// Логопедия. 2007. №1. С. 20.
Филичева, Т. Б.Обучение на занятиях [Текст]: [обучение и воспитание детей с ФФН] / Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.// Логопедия сегодня. - 2008. - № 3 - С. 30-35.


Список литературы Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998. Шестакова,

Слайд 26Список литературы
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /

Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 1998. 680 с.
Буслаева, Е.Н.Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушениями интеллекта [Текст] / Буслаева Е.Н.// Дефектология. 2002.№2.с.17-24.
Лобачева, Е. К.Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/ Лобачева, Е. К.// Логопедия. - 2005. - №4. - С. 50 - 52 .
Щеткова, И. В.О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР [Текст] / Щеткова И. В., Рычагова Л. Д.// Логопед в детском саду. 2007. №1. С. 56 - 62.

Список литературы Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика