Слайд 1
Выступление
зам. директора по УР
Э.М. Галиевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МБОУ «СОШ
№ 60»
Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей и педагогов
к здоровому образу жизни
Профилактика школьного травматизма
Слайд 2Повестка дня
Мониторинг состояния здоровья школьников за 2013 – 2014 учебный
год.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы.
Обмен опытом по сохранению
и укреплению здоровья школьников:
Роль занятий специально – медицинской группы в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Роль спортивного комплекса «Олимпия» для формирования ценностного отношения учащихся к ЗОЖ.
Профилактика травматизма как основное направление ТБ на занятиях физической культуры.
Порядок расследования и учета и оформления несчастных случаев с обучающимися.
Проект решения педагогического совета.
Слайд 3
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна
наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному
требованию – быть здоровым.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В.А.Сухомлинский.
Слайд 4
Цель программы:
Формирование и воспитание личности способной к адаптации и выживанию
в новых социальных условиях.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Пропаганда педагогических
и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Слайд 5Задачи школы:
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и формирования здорового образа жизни.
Отработать систему выявления уровня
здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе:
Слайд 6Задачи школы:
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в
области физической культуры и спорта.
Организовать систему профилактических работ по предупреждению
детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Слайд 7
Основные направления:
Соблюдение норм и требований СанПина;
Состояние физической активности школьников
в период пребывания в школе;
Валеологическая направленность урока;
Психологический климат в
школе;
Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья;
Питание учащихся.
Слайд 12Динамика охвата питанием учащихся за 4 года
Слайд 13
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
СЕМЬЯ
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЯ
Внешние факторы
нарушений здоровья школьников
Слайд 14Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного
процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Школьные факторы риска нарушений здоровья школьников
Слайд 15
недостаточное освещение,
интеллектуальная перегрузка,
неблагоприятный психологический климат в ученических и учительских коллективах,
давление со стороны учителя, классного руководителя,
недостаток знаний учителей о
здоровьесберегающих технологиях.
Школьные факторы риска нарушений здоровья школьников
Слайд 16
недостаточная освещённость классов;
плохая проветриваемость школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных
столов;
перегрузка учебными занятиями;
организация школьного питания.
Анализ причин "школьных болезней"
Слайд 17
Оптимизация уровня
образовательной нагрузки
каждого ученика;
Проведение системы
лечебно-оздоровительных
мероприятий
Реализация системы
профилактических мероприятий
Организация
физкультурно-массовых
мероприятий
Оптимизация системы
психологической помощи
учащимся
Формирование
благоприятного
морально-психологического
климата
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий в УВП
Основные задачи по формированию здоровьесберегающей среды в школе
Слайд 18
Оптимальная организация
учебного дня и недели;
Занятия для будущих
первоклассников
Преемственность
в обучении
школьников 1 и 2 ступени;
Укрепление материально-
спортивной базы
Привлечение учащихся к
занятиям в спортивных
секциях
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Организация Дней здоровья,
спортивных праздников, эстафет
Основные задачи по формированию здоровьесберегающей среды в школе
Слайд 19это система
психолого - педагогических технологий,
программ, методов, которые
направлены на организацию
здоровьесберегающего
образовательного
процесса,
воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных
качеств, способствующих его
сохранению и укреплению,
мотивацию на
ведение
здорового образа жизни
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 20МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Здоровьесберегающие технологии
Слайд 21а) в физическом плане – ученик умеет преодолевать усталость, здоровье
позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане
– проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье ученика в норме, если
Слайд 22Снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий.
Создание благоприятного психологического
климата на уроке
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Занятия
,тренинги, консультации психологов и логопедов
Психолого-педагогические принципы здоровьесбережения
Слайд 23
Субъект - объектные отношения
Дни здоровья
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж
активных точек
физкультминутки, динамические паузы
Оздоровительные моменты на уроке
Слайд 24Использование на уроках физкультминуток позволяет:
Включить в урок здоровьесберегающий компонент.
Осуществить смену
видов деятельности.
Использовать интеллектуальное наполнение либо «привязку» к теме урока.
Виды
физминуток
Оздоровительно- гигиенические
Двигательно – речевые
Подражательные
Физкультурно-спортивные
Танцевально-ритмические
Обязательное условие
эффективного проведения физкультминуток
положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Слайд 25
сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка,
полноценное физическое
и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом,
обучение основам
здорового образа жизни,
формирование здоровьесберегающей среды.
Основные цели школы
Слайд 26является
соблюдение следующих принципов:
учет возрастных особенностей;
учет состояния здоровья ученика и
его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств
обучения;
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности учащихся.
Основой ЗТ
Слайд 27Здоровьесберегающий урок
должен:
воспитывать;
стимулировать у детей желание быть здоровыми;
учить
их ощущать радость;
вызывать у них позитивную самооценку.
Слайд 28
Технологии оптимальной организации учебного процесса
Чередование видов учебной деятельности
Эмоциональная
разрядка
Физкультминутка
Дозированное домашнее задание
Гигиена
Слайд 29 на формирование у обучающихся и их родителей
здорового
образа жизни;
создание здоровой и безопасной среды
(микроклимат, освещенность, мебель,
технические средства
обучения, организация питания с учетом состояния
здоровья детей);
совершенствование материально-технической базы
для физического развития и воспитания;
совершенствование психологической поддержки
школьников, профилактики девиантных форм поведения и др.
Деятельность школы должна быть направлена
Слайд 30
Применение на уроках ЗТ
учет периодов работоспособности детей на уроках
(период
врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения
продуктивности с признаками утомления);
учет
возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
наличие эмоциональных разрядок на уроках;
использование физкультурных пауз на уроках.
Слайд 31Гигиенические показатели, характеризующие урок:
Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете):
температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 мин
Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3- кратными повторениями каждого упражнения.
Слайд 32
Отсутствие назидательности и авторитарности;
Воспитание, а
не изучение
культуры
здоровья;
Элементы индивидуализации воспитания;
Наличие мотивации
на здоровый образ
жизни
воспитанников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих технологий
Слайд 33Улучшение физического и психического
состояния школьников;
Отказ воспитанников от
поведения,
наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;
Сформированность
у учащихся нетерпимого отношения к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
Способность будущих граждан нашего общества сознательно участвовать в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
Адекватное поведение школьников в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Предполагаемый результат внедрения здоровьесберегающих технологий
Слайд 34Не дотянуть ребёнка до последнего
звонка, радуясь, что за эти
годы с ним не
случилось ничего плохого, а полноценно
подготовить
подростка к
самостоятельной жизни, создав все
предпосылки для того, чтобы она
сложилась счастливо.
Задача педагогов школы
Слайд 36проект решения педагогического совета
Учителям по физической культуре работать по профилактике
травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой, так
это является одной из важнейших задач школы.
Учителям физической культуры при проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие учащихся, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.
Учителя перед каждым занятием должны проверять место занятий и следить за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролировать качество инвентаря и оборудования, проверять защитные приспособления.
Проверять соответствие спортивного костюма и обуви учеников.
Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.
Слайд 38Источники жизненной энергии
Стресс менеджмент
Слайд 39Факторы влияющие на стрессоустойчивость
Генетическая предрасположенность
Ранний детский опыт
Характер человека
Направленность человека
Общественный статус
Ближайшее
социальное окружение
Слайд 40Интеллектуальные признаки стресса
Преобладание негативных мыслей
Забывчивость, плохая память, рассеянность
Трудности в принятии
решения
Пассивная жизненная позиция
Нарушение логики рассуждений
Появление ночных кошмаров
Слайд 41Поведенческие признаки стресса
Ошибки при выполнение самых простых дел
Потеря аппетита или
переедание
Речь: сбивчивая или медленная
Дрожь в голосе при разговоре
Повышения уровня конфликтности
Постоянный
дефицит времени
Перестает следить за внешним видом
Развитие бессоницы
Слайд 42Эмоциональные признаки стресса
Постоянные страхи и тревоги
Недоверчивость к окружающим
Подавленное и угрюмое
настроение
Ощущение тоски
Внезапные приступы ярости и раздражительности
Злой юмор
Пониженная самооценка
Неудовлетворенность собой
Слайд 43Физиологические симптомы стресса
Артериальное давление
Нарушение ритма пульса
Нарушение процесса пищеварения
Резкие боли
Нарушения дыхания
Мышечное
напряжение
Быстрая утомляемость
Повышение потоотделения
Понижение иммунитета
Дрожь в руках
Слайд 44Скорая помощь при стрессе
Медитация на дыхание (3-4 мин)
Аутотренинг (6 мин)
Формулы
уверенности (4 мин)
Формирование стратегии успешного поведения (7-8 мин)
Слайд 45Антистрессовый витамин
Витамин С (болгарский перец, черная смородина, плоды шиповника, капуста,
репчатый лук, цитрусы
Зеленый чай
Травяные настои
Слайд 46Антистрессовая аромотерапия
Душистые ванны
Ароматический массаж
Лавандовое масло
Лимонная мята
Валериана
Роза
Слайд 49Избегайте ложных слухов
Не бойтесь перемен
Не приносите работу домой
Анализируйте плюсы и
минусы
Посмотрите хороший фильм
Доберитесь до самых корней
своей семьи
Слайд 50Ищите во всем позитив
Найдите время, чтобы отдохнуть дома
Не делайте из
мухи слона
Видите дневник сбывшихся желаний
Не превращайтесь в робота
Приготовьте что-нибудь необыкновенное
Устройте
романтический ужин
Следите за своим здоровьем
Хороший сон
Слайд 51
Управление гневом: учитесь говорить открыто
Общайтесь с людьми, которые заряжают вас
позитивом
Встречайтесь с друзьями
Улыбайтесь
Творите
Займитесь благотворительностью
Содержите дом в чистоте
Массаж
Уезжайте на природу
Огород и цветоводство
Слайд 52проект решения педагогического совета
Принять к сведению информацию о состоянии здоровья
школьников.
Работать по школьной программе укрепления и сохранения здоровья учащихся МБОУ
«СОШ №60».
В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии в решении приоритетной задачи здоровьесбережения.
Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
Слайд 53проект решения педагогического совета
Организовать мониторинг и создать банк данных уровня
физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и
их динамики.
Организовать семинары для учителей по проблеме здоровьесбережения.
Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
Слайд 54
« ….к школьнику нужно относиться не как
к сосуду, который
предстоит наполнить информацией, а как к факелу,
который
необходимо зажечь. Пусть наш энтузиазм зажжет у каждого
ученика факел интереса к собственному здоровью, ведь, творя
свое здоровье, человек тем самым творит самого себя…»
В.А.Сухомлинский