Слайд 1«Что надо знать о речевых нарушениях ребенка?»
Слайд 2В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого
развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят,
что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.
Слайд 3Что является причинами задержки речевого развития и различных речевых нарушений
речи ?
недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной
системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения
Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности;
длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания;
прием лекарств, противопоказанных во время беременности;
наличие у беременной хронических заболеваний;
наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода;
стремительные или наоборот затяжные роды;
недоношенность плода или наоборот;
несовместимость крови матери и плода;
асфиксия;
травма во время родов;
внутричерепное давление,внутричерепные кровоизлияния;
ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет;
черепно-мозговые травмы и др.
Слайд 4Родители должны знать !
К одному году в словарном запасе ребенка
должно быть 8-12 слов.
К 2 годам – 250-300 слов,
должно сформироваться умение говорить целыми фразами; в это же время активно развиваются словарь, фраза, фонематический слух.
К 4-5 года звукопроизношение у ребенка должно быть полностью сформировано (исключение составляет звук [Р] – 5-6 лет).
В 5-6 лет должно быть сформировано фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
Если к 2 годам ребенок не заговорил, стоит показать его специалистам (логопед, невролог, лор), чтобы вовремя обнаружить причину «немоты». Вполне вероятно, что у него частичное снижение слуха или укорочена подъязычная уздечка.
«Милую картавость» и прочие «очаровательные» дефекты речи ликвидировать нужно обязательно. Это свидетельство Вашей культуры Вашего уважительного отношения к собственному ребенку.
Слайд 5Возрастные нормы речевого развития ребёнка
К 4 годам малыш уже правильно произносит
свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные
предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
Слайд 6Ребенку 4 года…
Речевое развитие в норме, если…
Владеет словарем примерно 1500
слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
Задает
много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»
Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Необходима помощь логопеда, если…
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
У ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
Ребенок не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
Слайд 7КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ
• Ребенок
плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке;
•Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений;
• Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки;
• Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки;
• Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках«;
• Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения;
• Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники
Слайд 8Помните!
Никакие логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой
помощи родителей;
Занятия по исправлению и постановке звуков нужно проводить ежедневно
по 10-15 минут (артикуляционная гимнастика, массаж, логоритмика);
Ребенок должен стремиться сам научиться правильно произносить звук;
Помните, что малыш испытывает огромные трудности и не может сразу придать нужное положение губам, языку, выполнить то или иное упражнение;
Чтобы во время занятий ребенок не потерял интерес, поощряйте малейший его успех;
Прежде чем приступить к работе над звуком, сами перед зеркалом изучите правильное положение губ, языка, зубов при его произношении.