Слайд 1Профилактика отклоняющегося поведения
Социальный педагог
Кроль Ю.К.
Слайд 2Поведение человека-это процесс его взаимодействия со средой, опосредованный индивидуальными особенностями
и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и
поступков.
Слайд 3Отклоняющееся (девиантное) поведение
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных
социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а
также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Поведение не отвечающее социальным ожиданиям
Слайд 4Отклоняющееся (девиантное) поведение
Слайд 5Причины отклоняющегося поведения
- духовные проблемы: отсутствие или утрата смысла жизни,
не сформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность),
блокировка самореализации;
- деформации в ценностно-мотивационной системе личности: девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
- эмоциональные проблемы: тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности в понимании и выражении эмоций;
- проблемы саморегуляции: нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль; низкая рефлексия; низкопродуктивные механизмы совладания со стрессом; низкие адаптивные возможности; дефицит позитивных ресурсов личности;
- когнитивные искажения: особенности восприятия, дисфункциональные мысли, стереотипы мышления;
- негативный жизненный опыт: ограниченные знания, отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы
Слайд 6Следствием психоэмоционального напряжения является возникновение различных форм девиантного поведения, носящих
саморазрушающий характер.
Слайд 7Самым распространенным типом девиантного поведения в России (а по утверждению
ряда исследователей – и во всем мире) является аддиктивное (зависимое)
поведение, сущность которого состоит в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
Слайд 8Объекты зависимости
психоактивные вещества (ПАВ),
пища,
игра,
секс,
религия и религиозные культы
Формы
зависимого поведения
- химическая зависимость – курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркозависимость,
лекарственная зависимость;
- нарушение пищевого поведения – переедание, голодание, отказ от еды;
- гемблинг – зависимость от азартных игр;
- сексуальные аддикции – гиперсексуальность, фетишизм, трансвестизм, эксгибиционизм;
- религиозное деструктивное поведение
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, компьютерная зависимость, SMS-зависимость, зависимость от телесериалов и др.
Слайд 10Психологическая помощь
психологическая превенция (предупреждение,психопрофилактика)
психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Слайд 11Первичная профилактика
Цель: предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные
исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.
Пути:
развитие и
усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
усиление адаптационных факторов, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием);
развитие социально-поддерживающего процесса.
Слайд 12Вторичная профилактика
Главная цель– изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения
риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Психологические технологии:
преодоление барьеров осознания
эмоциональных состояний;
осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.
Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.
Слайд 13«Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел,
тогда
сделай то, чего никогда не делал»