Слайд 1
«Нейропсихологический подход
к коррекции
дисграфии и дислексии»
И. В. Смирнова,
учитель-дефектолог
Калининград
2016
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической и социальной помощи
Багратионовского городского округа»
Слайд 2Проблема:
Примерно 25% детей от общешкольной популяции имеют трудности овладения письмом
и чтением
Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается
Слайд 3Следствие:
Это приводит к нежеланию и отказу выполнять письменные задания
Посещать уроки,
на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо
Во взрослой жизни:
Затруднения становятся
препятствием на пути к достижению успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и грамотного их оформления
Ограничивают письменные контакты с родными и близкими
Слайд 4Наиболее часто встречающиеся проблемы:
Несформированность образа буквы и образа слова;
Пропуск
и смешение букв и слогов;
Нечитаемый почерк;
Незнание основных орфографических
правил и обилие ошибок «на правило»;
Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
Неумение составлять связные, логичные тексты;
Нелюбовь или даже ненависть к чтению;
Негативное отношение к предмету.
Слайд 5Основные аспекты грамотности:
1) нейропсихологический (функциональная готовность к письму, то есть
достаточное развитие высших психических функций (ВПФ), необходимых для осуществления деятельности
письма);
2) социально-педагогический (характер общения ребенка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению);
3) психологический (мотивация к письму и чтению и обучению вообще).
Слайд 6Основные составляющие письменной речи:
Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса
письма. За это ответственны лобные доли головного мозга.
Процесс звукоразличения, с
помощью которого производится анализ фонетического состава слова. За это важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухо-речевой памяти, которая необходима ребёнку, чтобы запоминать то, что он хочет написать.
Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение невозможно без участия затылочных отделов мозга.
Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами головного мозга.
Слайд 7Участки мозга, отвечающие
за письменную речь
Слайд 8Участки мозга, отвечающие за чтение
Слайд 9Понятие дислексии и дисграфии:
Дислексия – нарушение развития ребенка, проявляющееся в
избирательном поражении его способности научиться читать и писать.
Дисграфия –
это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
Слайд 13Причины возникновения дислексии
и дисграфии
Затрудненное чтение и произношение не
является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого
кроется в строении полушарий головного мозга.
Слайд 14Специализация полушарий
головного мозга
Левое полушарие
Обработка
вербальной
информации
Аналитическое мышление
Буквальное
понимание слов
Последовательное мышление
Математические способности
Контроль за движениями правой половины тела
Правое
полушарие
Обработка невербальной
Информации
Пространственная ориентация
Музыкальность
Метафоры
Воображение
Художественные способности
Эмоции
Мистика
Секс
Мечты
Контроль за движениями левой половины тела
Слайд 15Особенности строения головного мозга дислексиков
У обычных людей задняя часть левого
полушария несколько больше, чем правая.
У дислексиков оба полушария развиваются
одинаково.
Слайд 16Причины дислексии и дисграфии
Анатомические особенности ЦНС (зрительная и/или слухо-речевая память,
несформированность пространственных представлений и других ВПФ)
Степень сформированности всех сторон речи
(задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношени)
Наследственный фактор (недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость)
Несвоевременное формирование процесса латерализации, левшество (в т.ч. скрытое)
Двуязычие в семье
Раннее освоение грамоты по методикам, обучающим слоговому чтению, минуя звуко-буквенный анализ
Слайд 17Особенности детей
с дисграфией и дислексией
Нейропсихологическое обследование
детей с дислексией и дисграфией выявило:
Снижение активности мозговой коры
Дефекты моторики,
речевого внимания,
пространственной ориентировки,
зрительного восприятия,
логического мышления
Слайд 18Игра – основной приём нейропсихологической коррекции
Согласно классической психологии,
в поэтапном игровом развитии, формируются все механизмы, необходимые для успешной
учебы, в частности, для грамотного письма.
Слайд 19Общие принципы коррекции:
содержание текстов должно быть забавным, веселым и нести
полезную информацию;
все задания должны быть очень небольшими по объему,
чтобы они не стали монотонными и скучными и не приводили бы к истощению ребенка;
с этими же целями на занятии должна постоянно происходить смена видов деятельности: списывание с образца, диктант, шифровка, рисование, устное сочинение, упражнения для мелкой моторики рук, игра, разгадывание кроссвордов;
задания предусматривают всестороннее воздействие на ребенка, то есть активизацию зрительных, слуховых или тактильных анализаторов (слежение глазами за подвижным объектом, распутывание или запутывание веревочки, ощупывание букв в «волшебном мешочке», ритмическое постукивание и т.п.)
Слайд 20Преимущество игровых методов
Практически все игры дают возможность развивать (тренировать) разные
когнитивные функции и способности:
вербальную и зрительную память
зрительные образы
и представления
словарь
общие знания и др.
Некоторые игры способствуют развитию:
тонкой моторики
координации и ловкости движений
межполушарного взаимодействия в двигательной и зрительной сферах
Слайд 21Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии
1.Формирование межполушарного взаимодействия:
Поочередное либо одновременное рисование обеими руками;
Выполнение обеими руками различных
действий (например, одна рука гладит себя по животу, другая хлопает по голове и т. д.),
Перенос позы пальцев с одной руки на другую с закрытыми глазами;
Игра «вкладыши» с закрытыми глазами: одна рука ощупывает фигурки, другая, также на ощупь, ищет им соответствующие по форме места на поле (в качестве примера можно использовать доски Сегена).
Слайд 22Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии:
2. Формирование контроля
во всех сферах ВПФ (например, в двигательной и когнитивной):
«Двигательный
марш»: необходимо попасть хлопком в ладоши на нужный шаг: в первую серию шагов хлопок на первый шаг, во вторую серию шагов хлопок на второй шаг, затем на третий и на четвертый;
«Болгария»: в ответ на любые вопросы ребенку жесты «да» и «нет» показываются наоборот (говорим как в Болгарии);
«Запретная буква или слово»: во время разговора нельзя говорить слова с запрещенной.буквой или произносить само запрещенное слово (например, «Да и нет не говорите»);
Слайд 23Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии:
3. Формирование пространственных
функций:
«Путешествие по комнате»: в игровой комнате прячется сюрприз для ребенка,
и ему необходимо, двигаясь по словесной инструкции психолога (направо, вперед и т. д.), найти его;
«Зеркало»: необходимо повторить движение ведущего зеркально, отдельный вариант «Сломанное зеркало» — движения повторяются как в реальном пространстве;
«Клад»: на листе бумаги изображается план комнаты, и необходимо по нарисованной дорожке отыскать приз;
«Переложить фигуру»: необходимо зеркально отобразить фигуру на листе бумаги;
Слайд 24Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии
Формирование зрительной памяти:
«Парочки»: набор из парных картинок, разложенных на столе изображением вниз,
необходимо найти все парные за определенное количество ходов;
«Отличия»: необходимо найти отличия в двух картинках;
«Найди тень»: по заданной тени из множества похожих объектов выбирается по памяти один подходящий;
«Вопросы по картинке»: в течение ограниченного времени на рассмотрение ребенку дается любая сюжетная картинка, затем она закрывается и ведущий задает вопросы, касающиеся содержания картинки
Слайд 25Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии
5. Повышение уровня
нейродинамики:
использование дыхательной гимнастики;
проживание гласных букв «наперегонки» (кто дольше?);
соревновательный счет на вдохе и на выдохе (кто дольше);
прыжки на гимнастическом мяче, на батуте и т. д.;
раздражение стоп и ладоней с применением разных неровных поверхностей (массажный коврик, пупырчатый мячик и т. д.);
Слайд 26Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии
6. Активизация тактильной
сферы:
пальчиковые гимнастики;
рисование на ладонях или на спине букв,
цифр и т. д.: ребенку необходимо отгадать, что нарисовано;
работа с пластилином;
работа с крупой: поиск в глубоком сосуде с крупой игрушек, мягких букв и т. д.;
«Волшебный мешочек»: необходимо с закрытыми глазами найти в мешке на ощупь предмет и, не называя его, описать все его свойства.
Слайд 27Некоторые упражнения для коррекции дисграфии и дислексии
7.Формирование неречевого акустического гнозиса:
«Графический диктант на слух»: отличие от предыдущих форм состоит в
том, что в данном случае количество клеточек не проговаривается, а простукивается. Либо можно предъявлять звуки для основных направлений — право, лево, верх, низ;
«Опознание звука»: ребенку завязываются глаза, необходимо опознать по звуку, что это за предмет (шум страниц — книга, звон — колокольчик, скрип — закрывающаяся дверь и т. п.).