Разделы презентаций


Интеллектуальная одарённость: реалии, проблемы, перспективы

Содержание

ПОВЕСТКА ДНЯПонятия «одарённость», «одарённый ребёнок».Виды классификаций одарённости детей.Интеллектуальная одарённость.Реалии.Эксперимент.Проблемы.Перспективы.Решение педсовета.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Слайд 2ПОВЕСТКА ДНЯ
Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок».
Виды классификаций одарённости детей.
Интеллектуальная одарённость.
Реалии.
Эксперимент.
Проблемы.
Перспективы.
Решение

педсовета.

ПОВЕСТКА  ДНЯПонятия «одарённость», «одарённый ребёнок».Виды классификаций одарённости детей.Интеллектуальная одарённость.Реалии.Эксперимент.Проблемы.Перспективы.Решение педсовета.

Слайд 3 это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в

одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость -

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,

Слайд 4 это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том

или ином виде деятельности.

Одарённый ребенок -

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

Слайд 5 Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка,

которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены

на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и

Слайд 6 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных

детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

?

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской

Слайд 7Существуют две крайние точки зрения:
“все дети являются
одаренными”
“одаренные дети
встречаются


крайне редко”

Существуют  две крайние точки зрения:“все дети являются одаренными”“одаренные дети встречаются крайне редко”

Слайд 8 Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная

одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям,

тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.
Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности

Слайд 9Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный
(характеризует отношение ребенка

к той или иной стороне действительности, а также к своей

деятельности)

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

Инструментальный (характеризует способы его деятельности) Мотивационный  (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а

Слайд 10Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:  Наличие специфических стратегий деятельности.

Слайд 11

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все

делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой

саморегуляции.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному

Слайд 12Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость

способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов

деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.


Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными

Слайд 13

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости

и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но

с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном

Слайд 14Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Повышенная,

избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным

формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной

Слайд 15Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам

деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности

к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие

Слайд 16Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также

готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы

Слайд 17Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий

и готовых ответов.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Слайд 18Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели,

стремление к совершенству.

Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Слайд 19Критерии, положенные
в основу классификации
видов одаренности
“вид деятельности и

обеспечивающие ее сферы психики”
“степень сформирован-ности одаренности”

“форма проявления”
“широта

проявлений в различных видах деятельности”


“особенности возрастного развития”


«уровень достижений»

Критерии, положенные в основу классификации видов одаренности “вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики” “степень сформирован-ности одаренности”

Слайд 20Основные виды деятельности детей

Основные виды деятельности детей

Слайд 22Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Слайд 23Актуальная одаренность –
психологическая характеристика ребенка с

такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в

более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

Актуальная одаренность –   психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые

Слайд 24 проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо

(как бы “сама по себе”), в том числе и при

неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

Явная одаренность

Скрытая одаренность

Виды одарённости по критерию «форма проявления»

проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том

Слайд 25Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”



общая (или интеллектуальная) одаренность

специальная

одаренность
Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности”   общая (или интеллектуальная) одаренность

Слайд 26
Общая одаренность проявляется по отношению

к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их

продуктивности.


Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в

Слайд 27
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности

и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности

(музыка, живопись, спорт и т. д.).
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении

Слайд 28
поздняя одаренность

ранняя одаренность
Виды одаренности по критерию
“особенности возрастного

развития”:

поздняя одаренность ранняя одаренность Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”:

Слайд 291. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной

мере.
Однако дети с такой одаренностью имеют,

тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»

1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.    Однако дети с

Слайд 302. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности

и склонности.
Их одаренность, как правило, является

очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.
2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.   Их одаренность, как

Слайд 313. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет

говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой

одаренностью.
Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях

Слайд 32 Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть

оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности.

Таким образом, одаренность оказывается многомерным по своему характеру явлением.
Любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев

Слайд 33Реалии

Реалии

Слайд 34Цели и задачи школы в работе с интеллектуальной одарённостью

Цели и задачи школы  в работе с  интеллектуальной  одарённостью

Слайд 35Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности

из режима управления в режим самоуправления.

Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Слайд 36Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и

высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Слайд 37Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально-

значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Слайд 38Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в

любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона,

нашей страны и самой личности.
Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных

Слайд 39Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
выявление одаренных детей;
создание

условий, способствующих их оптимальному развитию.

Целями работы учителей с одаренными детьми являются:выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Слайд 40Работа с одарёнными детьми в нашей школе включает в себя

ряд подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрывать весь спектр природного

потенциала детей.
Работа с одарёнными детьми в нашей школе включает в себя ряд подпрограмм и мероприятий, призванных всесторонне раскрывать

Слайд 41Программа работы с одарёнными детьми
Программа развития школы
Программа работы информатизации школы
Программа

работы ИнфоЦентра: сайт школы, газета «Первое приближение»
Программа «Здоровье»
Воспитательная программа школы


Конкурс «Портфолио» для 9-х классов
Программа работы с одарёнными детьмиПрограмма развития школыПрограмма работы информатизации школыПрограмма работы ИнфоЦентра: сайт школы, газета «Первое приближение»Программа

Слайд 42 Не только учебный план, но и

психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с учетом потребностей детей

к самореализации.
Не только учебный план, но и психологическая атмосфера, воспитательное пространство школы организовано с

Слайд 43 Преподаются 8 предметных спецкурсов и

10 ориентационных, 31 элективный курс, работают 10 секций НОУ, осуществляется

кружковая деятельность.
Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, предоставляющих возможности развития одаренности.

Преподаются 8 предметных спецкурсов и 10 ориентационных, 31 элективный курс, работают 10

Слайд 44Научно – методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Научно – методические основы обновления  содержания работы с одаренными детьми

Слайд 45 Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является

важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса, как деятель самореализации.
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

Слайд 46С этих педагогических позиций в нашей школе рассматривается проблема развития

способностей одаренных детей - как реализация их индивидуальности.

Принцип педагогики индивидуализации стал концептуальным обоснованием работы с одарёнными детьми. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений работы школы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.
С этих педагогических позиций в нашей школе рассматривается проблема развития способностей одаренных детей - как реализация их

Слайд 47 Наиболее популярной современной концепцией одаренности является

теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа

Рензулли.
Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между 3 основными группами качеств:
общие или специальные способности выше среднего,
высокий уровень включенности в задачу,
высокий уровень креативности.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения

Слайд 48Одарённость

Одарённость

Слайд 49 Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает

считать одаренным не только того, кто по всем трем основным

параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется, по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.
Принципиально важно то, что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по

Слайд 50 Трактовка одаренности в концепции «обогащенного обучения» Д.

Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели нашей школы, поэтому

выделенные им факторы одаренности, легли в основу и нашей программы работы с одарёнными детьми.
Трактовка одаренности в концепции «обогащенного обучения» Д. Рензулли соответствует специфическим условиям функционирования образовательной модели

Слайд 51 Использование при составлении учебных программ для одаренных

детей трактовки одаренности Д.Рензулли, позволяет обучающимся посвящать большую часть времени

тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес – это обучение в РРЦПО учащихся 9 – 11-х классов.
Использование при составлении учебных программ для одаренных детей трактовки одаренности Д.Рензулли, позволяет обучающимся посвящать

Слайд 52Основная задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь

каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам,

и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Эта и работа педагогов в секциях НОУ «Искатель».

Основная задача учителя при этом состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи,

Слайд 53 Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в

соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как «выходящие за рамки

установленной учебной программы и опережающие её».

Д. Рензулли охарактеризовал занятия, построенные в соответствии с принципами концепции «обогащенного обучения», как

Слайд 54Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация,

оно в значительной мере становится возможным лишь благодаря самовоспитанию.

Во всех случаях, когда происходит развитие способностей ребенка, их реализация, оно в значительной мере становится возможным лишь

Слайд 55 Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают

возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута). Учебный

план РРЦПО открывает одаренным детям перспективу перехода от индивидуального образовательного маршрута к индивидуальному образованию, через реализацию индивидуального учебного плана (ИУП), который составляется учащимся ещё до начала учёбы.
Принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной

Слайд 56Принципы обучения одаренных детей в МОУ СОШ №1 г.Михайловска


Принципы обучения  одаренных детей  в МОУ  СОШ №1 г.Михайловска

Слайд 57применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими

учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые

бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
применение междисциплинарного подхода; углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

Слайд 58поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с

другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев,

связанных с конкретной областью интересов,
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей; оценка результатов работы

Слайд 59 Система образовательного процесса школы, предназначена для

удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей,

позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных

Слайд 60В нашей школе на протяжении 5-ти лет создаются условия для

индивидуализации обучения одаренных детей:
МОУ СОШ №1
г.Михайловска
Интернет
-форумы,
-олимпиады

Российские, региональные, школьные олимпиады
система творческих

конкурсов

детские научно-практические конференции и семинары


Творческие проекты

Заочные
олимпиады, проекты, конкурсы

Инфо-Центр:
газета «Первое приближение»,
Сайт школы

НОУ «Искатель»

В нашей школе на протяжении 5-ти лет создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей: МОУ СОШ №1г.МихайловскаИнтернет-форумы,-олимпиадыРоссийские,

Слайд 61Динамика роста результатов детей, участвующих в районных олимпиадах за 4

учебных года

Динамика роста результатов детей, участвующих в районных олимпиадах за 4 учебных года

Слайд 62ОЛИМПИАДА 2006-2007 УЧЕБНОГО ГОДА

ОЛИМПИАДА 2006-2007 УЧЕБНОГО ГОДА

Слайд 63Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования

Стратегии ускорения обучения  одаренных детей через обогащение содержания образования

Слайд 64Вертикальное обогащение по ступеням обучения в рамках выбранного предмета

Вертикальное обогащение по ступеням обучения в рамках выбранного предмета

Слайд 65 Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим

уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение

изучаемой области знаний.

В результате чего одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение

Слайд 66 Стратегия обогащения включает несколько направлений:
расширение кругозора

знаний об окружающем мире и самопознание,
углубление этих знаний,
развитие инструментария

получения знаний.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление

Слайд 67
Обогащение обучения специально

направлено на развитие творческого мышления.
Сюда

входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на использование метода проектов, осуществления исследовательской деятельности, развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.
Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Слайд 68 Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным

программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них

используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах.
Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной

Слайд 69 Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с

одаренными детьми, соответствует следующим требованиям:

Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям:

Слайд 71Эксперимент

Эксперимент

Слайд 72
Ниже перечислены личностные черты и деловые

качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Отметьте

знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Слайд 73Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее

дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый

своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий

Слайд 74Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+»

больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть

скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Каких «+» у Вас больше?   Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий

Слайд 75Проблемы

Проблемы

Слайд 76ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ

РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ

ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ

Слайд 77ПРОБЛЕМЫ
Особенности, присущие одарённому ребёнку.
Методы, способы выявления и обнаружения одарённых

детей.
Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.
Какие условия необходимо создать

для учения одарённого ребёнка.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.

ПРОБЛЕМЫОсобенности, присущие одарённому ребёнку. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.Какие

Слайд 78ОСОБЕННОСТИ, ПРИСУЩИЕ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ

ОСОБЕННОСТИ,  ПРИСУЩИЕ  ОДАРЕННЫМ  ДЕТЯМ

Слайд 79К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ:

1.

Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся –

сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; 4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ: 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством

Слайд 80ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТА С НИМИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ 2

ГРУППАМИ ПЕДАГОГОВ:
учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес

к предмету;
наставник (руководитель секции НОУ, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТА С НИМИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ 2 ГРУППАМИ ПЕДАГОГОВ:учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной

Слайд 81 В работе с одаренными детьми нужно

избегать 2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых

прав,
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал,

Слайд 82 Ведь это в первую очередь дети,

которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную

зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую

Слайд 83МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ  ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ

Слайд 84различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в

школе, во внешкольной деятельности;
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями,

родителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности;специальные психодиагностические тренинги;экспертное оценивание

Слайд 85экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических

моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований,

творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад,

Слайд 86 Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не

только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые

сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка

Слайд 87 Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.


Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами

их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.   Выявление одаренных детей необходимо связывать

Слайд 88Программы обучения
для интеллектуально
одаренных детей
должны:

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

Слайд 891) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет

учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное

стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;
1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и

Слайд 903) предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей

к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также

формировать навыки и методы исследовательской работы;
4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
3) предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и

Слайд 916) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения

содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки

самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до

Слайд 928) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала

вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки

специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;
9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с

Слайд 9310) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других

людей;
11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом

индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и

Слайд 94Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами

одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной

мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.
Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые

Слайд 95КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ДЛЯ УЧЕНИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА?
К таким условия

мы относим в первую очередь реализацию индивидуальности личности обучающихся.

КАКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ  ДЛЯ УЧЕНИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА?К таким условия мы относим в первую очередь реализацию

Слайд 96Перспективы

Перспективы

Слайд 97 Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной

деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую

результативность в различных областях деятельности, путем:
Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность

Слайд 98обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомство с приемами

целенаправленного педагогического наблюдения;
выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов,

особенностях личностного развития их ребенка;
периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников;
подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявление мнения родителей о

Слайд 99К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...


К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...

Слайд 100РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

РЕШЕНИЕ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   СОВЕТА

Слайд 101 Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и

индивидуального образования;

Развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

Слайд 102 Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант

оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

Слайд 103 Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать

условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

Стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном

Слайд 104 Совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного

пространства школы;

Совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;

Слайд 105 Создать базу данных способностей и результатов

деятельности одарённых детей;

Создать базу данных способностей и результатов деятельности одарённых детей;

Слайд 106 Повышать уровень и качество школьного образования через идеи

гуманной и личностно- ориентированной педагогики.

Повышать уровень и качество школьного образования через идеи гуманной и личностно- ориентированной педагогики.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика