Слайд 1Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа
учащихся.
Автор Поддувалова Н.В. Учитель физики МОУ Давыдовская ООШ
Слайд 2Цель проверки знаний:
Проверка знаний , умений и навыков учащихся является
важным элементом процесса обучения и воспитания школьников , ею определяется
результативность , эффективность обучения .
Проверка знаний учащихся как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания позволяет лучше изучить учеников , их индивидуальные особенности .
Проверка знаний способствует развитию речи и мышления школьников , их интереса к учению.
Слайд 3Дидактические функции проверки и учета знаний , умений и навыков
учащихся.
Контролирующая
Обучающая
Ориентирующая
Воспитывающая
Слайд 4
Контролирующая функция проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний
, умений и навыков учащихся , предусмотренных программой и соответствующих
данному этапу обучения.
Обучающая функция проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний , умений и навыков , их систематизации , в развитии речи и мышления , внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда , информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд , трудолюбия , дисциплины труда; формировании честности , правдивости , настойчивости , взаимопомощи.
Слайд 5Формы проверки знаний учащихся на уроках физики
Устная форма проверки -
фронтальная и индивидуальная проверки.
Письменная проверка -физические диктанты , контрольные ,
проверочные и самостоятельные работы , сочинения и рефераты.
Слайд 6
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания всего
класса одновременно.Ее специфическая особенность – большая объективность по сравнению с
устной , так как легче осуществить равенство меры выявления знаний.
Недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления , что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся ,в ограниченности ее содержания.
Слайд 7Физические диктанты:
дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала ,
к урокам решения задач,
провести обобщение изученного ,
являются одним
из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания ,
позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач ,
подготовленность к выполнению эксперимента.
Слайд 8Дидактические задачи:
диагностирование знаний учащихся ,
предупреждение возникновения пробелов ,
корректирование процесса
обучения ,
проверка достижения конечного результата.
Слайд 9Что такое физический диктант?
Физические диктанты представляют перечень вопросов , которые
учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны
написать ответ.
Слайд 10Вопросы физического диктанта:
буквенные обозначения физических величин , названия их единиц
(1 уровень)
определения физических величин , их единиц ; соотношения между
единицами (2-3 уровень)
формулировки физических явлений , физических законов , математические связи между физическими величинами (1-2 уровень)
графические зависимости между физическими величинами (2-3 уровень)
назначение физических приборов , правила обращения с ними (1-3 уровень)
Слайд 11Правила составления физического диктанта
Слайд 12Последовательность вопросов в физическом диктанте при проверке знаний физического закона.
Формулировка
закона
Математическая запись закона (объяснить , что означает каждая величина ,
входящая в формулу).
Проверка понимания зависимости : а, б, п (зависит ли величина , стоящая справа , от величин ,стоящих слева ? Почему? Как? Что это значит? Для каждой величины формулируется отдельный вопрос)
Графическое изображение зависимости между величинами , входящими в формулу.
Границы применимости закона.
Слайд 13Включение в пункт 3 физического диктанта вопросов Почему? Как? Что
это значит? Имеет вполне определенную цель .
Ответ на вопрос «Почему?»
требует от ученика расшифровки ответа на последующий вопрос «Зависит ли..?»,что дает возможность учителю проверить понимание этого ответа. Ответ на вопрос «Как?» задается для выяснения характера зависимости между величинами , а ответ на вопрос «Что это значит?» раскрывает понимание , осознанность предыдущего ответа. Включение этих трех вопросов в физический диктант приводит к усилению его контролирующей функции и в конечном итоге к повышению объективности оценки за его выполнение.
Слайд 14Последовательность вопросов в физическом диктанте при проверке знаний формул
Математическая запись
формулы (объяснить , что означает каждая величина , входящая в
формулу)
Физический смысл коэффициента , входящего в формулу. Его единицы в СИ.
Зависимость между величинами , входящими в формулу (Зависит ли величина , стоящая справа ,от величин ,входящих в формулу? Почему? Как? Что это значит?
Графическое изображение связи между величинами , входящими в формулу.
Слайд 15Последовательность вопросов в физическом диктанте при проверке знаний физической величины.
Определение
Обозначение
Расчетная
формула
Зависимость между величинами , входящими в формулу.
Графическое изображение связи между
величинами.
Единицы физической величины.
Определение единицы измерения физической величины
Наименование единицы измерения физической величины
Способ измерения физической величины
Слайд 16Последовательность вопросов в физическом диктанте для проверки знаний физического явления.
Физическая
сущность явления.
условия возникновения
закон , объясняющий явление
математическая запись закона.
обозначение всех величин
входящих в формулу.
зависимость между величинами.
графическое изображение зависимости между величинами.
область применения закона
Слайд 17Методика проведения физических диктантов:
* Подготовка учителя к проверке знаний ,умений
и навыков школьников в форме физического диктанта.
* Непосредственное проведение диктанта
на уроке.
* Проверка работ учащихся и их оценка.
* Анализ результатов диктанта учителем и индивидуальная работа с учащимися по результатам.
Слайд 18Астрономия-наука о небесных телах.
Что изучает наука «Астрономия»?
С какими знаниями древних
людей связана Астрономия?
Какие планеты вы знаете?
Что такое галактика? Сколько их
во Вселенной?
Что изучает Астрофизика?
Что изучает Космогония?
Как называется учение о Вселенной в целом?
Кто является основоположником космонавтики?
Что за событие произошло 4 октября 1957 г?
Человек совершивший первый космический полет .
Связаны ли между собой Физика и Астрономия? Если да то Почему?
Слайд 19Диктант на проверку законов падения света:
Угол падения равен 30 градусов.Чему
равен угол отражения?
Угол отражения равен 65 градусов .Чему равен угол
падения?
Угол между падающим лучом и зеркалом 60 градусов. Чему равен угол падения, угол отражения?
Чему равен угол между падающим и отраженным лучом , если угол падения равен 45 градусов?
Чему равен угол между падающим лучом и отраженным лучом , если угол падения равен 35 градусов?
Слайд 20Диктант на отработку практических навыков.
Начертите ось движения.
Отметьте направление, начало отсчета
,единичный отрезок.
Отметьте на прямой координаты точек А(5) ; В(10) ;
С (-4) ; Д (-2) ; Е (3,5).
Определите перемещение материальной точки из точки А в точку В.
Определите перемещение материальной точки при ее движении из точки С в точку Е.
Определите перемещение материальной точки при ее движении из положения Д в положение В , а затем обратно в положение Д. Каков пройденный путь?
Слайд 21Скорость.
Определение средней скорости.
Обозначение скорости.
Единицы скорости в СИ.
Математическая запись формулы нахождения
средней скорости тела.
От чего зависит скорость движения материальной точки?
Определение скорости
равномерно движущей материальной точки.
Математическая запись скорости равномерно движущейся материальной точки.
Чем характеризуется скорость?
Определение единицы скорости в СИ.
Когда скорость больше нуля?
Когда скорость меньше нуля?
В каком движении средняя скорость является постоянной величиной?
Слайд 22Закон Гука. Динамометр.
Сформулируйте закон Гука.
Математическая запись закона Гука.
Как зависит сила
упругости от удлинения?
Что называется жесткостью пружины?
Как обозначается жесткость пружины?
В каких
единицах выражается жесткость в Международной СИ?
Какой физический прибор действует на основе закона Гука?
Какие динамометры вам известны?
Какую физическую величину мы измеряем с помощью динамометра?
Слайд 23Плотность тела.
Что называется плотность вещества?
Математическая запись определения плотности вещества.
От каких
физических величин зависит плотность вещества?
Каковы единицы плотности в СИ?
Как по
плотности и объему найти массу тела?
Как по массе и плотности найти объём тела?
Как найти объем тела правильной формы ?
С помощью какого прибора можно найти объем тела неправильной формы?
Слайд 24Сила . Деформация.
Определение силы, как физической величины.
Чем характеризуется сила?
Как графически
изображается сила?
Дайте определение единицы силы.
Что называется деформацией?
Как возникает деформация тела?
Какие
виды деформации вам известны?
Какая деформация называется упругой? Примеры.
Какая деформация называется пластической?. Примеры
От чего зависит характер деформации?
Влияет ли температура на характер деформации? Примеры.
Слайд 25Сила трения.
Что называется силой трения.
Что называется силой нормального давления?
Как обозначается
сила трения?
Как обозначается сила нормального давления?
Математическая запись формулы нахождения силы
трения.
Сформулировать зависимость силы трения от силы нормального давления.
Чему равен коэффициент трения.
Как обозначается коэффициент трения?
От чего зависит сила трения?
Как уменьшить силу трения? Приведите примеры.
Как увеличить силу трения? Приведите примеры.
Слайд 26 Электрический ток.
Что заставляет электрические заряды двигаться вдоль проводника?
Что
создается между полюсами при работе источника тока?
Что такое электрический ток?
Из
чего состоит электрическая цепь?
На какие два участка можно разделить электрическую цепь? Что в них входит?
Какие превращения энергии происходят на внутреннем участке электрической цепи?
Какие превращения энергии происходят на внешнем участке электрической цепи?
Что такое электрический ток в металлических проводниках?
Слайд 27Напряжение.
Определение напряжения.
Обозначение напряжения.
Единицы напряжения.
Расчетная формула для нахождения напряжения.
От каких физических
величин зависит напряжение?
Прибор для измерения напряжения.
Как подключают клеммы вольтметра в
электрической цепи?
Начертить электрическую схему состоящую из : источника тока , ключа , лампочки , вольтметра.
Слайд 28Используемая литература
«Физика и астрономия» учебник для 7 класса
«Физика и астрономия»
учебник для 8 класса
«Физика и астрономия» учебник для 9 класс
.Под.ред.А.А.Пинского , В.Г.Разумовского , Н.К. Гладышева.
М..Просвещение.
Методика преподавания физики и астрономии. Москва .Просвещение.1999 г. А.А.Пинский , И.Г..Кириллова.
«Проверка знаний , умений и навыков учащихся по физике в средней школе» Москва .Просвещение. 1988г. О.В.Оноприенко.
«Преподавание физики в 6-7 классах средней школы» .М.Просвещение.1985 год.Перышкин А.В. и др.