Слайд 1Профессиональная этика ученого и педагога: общая характеристика
Слайд 2 Профессиональной этикой принято называть, во-первых, специфические нормы поведения, характерные
для данного рода профессиональной деятельности людей;
во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.
Слайд 3 К общим нормам профессиональной этики относятся такие требования
к работнику, как трудолюбие, профессиональная совесть, гордость, честь, обязанность, профессиональный
долг. Нормы профессиональной этики распространяются, как правило, на те виды профессиональной деятельности, объектом труда в которых является человек. Например, существует управленческо-административная, медицинская, педагогическая, правовая, научная, инженерная, сервисная, художественная, предпринимательская этика.
Слайд 4Научная этика — это не только административные правила, но также и
совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.
Этика
ученых
Слайд 5Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
Универсализм
— оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только
от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его социального статуса.
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаемым их коллегами.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
Слайд 6Профессиональная этика ученых требует от них признания огромной роли науки в жизни
общества, в сохранении и развитии культуры, ответственности за результаты научных
открытий для природы и общества. Она предполагает готовность отстаивать истину и добиваться использования научных достижений на благо людей, а не во зло им.
Слайд 7В научной среде этической нормой считается способность правильно воспринимать критику,
пересматривать ошибочные представления и независимо от конъюнктуры сочетать добросовестность и
личный долг исследователя. Научная этика неизменно осуждает карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение авторских прав).
Слайд 8Требования этики науки редко формулируются в виде кодексов, как правило,
они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки и
деятельности. Они охватывают различные виды деятельности ученых, подготовку и проведение исследований, публикацию полученных результатов, проведение научных дискуссий, экспертизу полученных коллегой данных.
Слайд 9Современная научная этика характеризуется следующим:
универсальная цель — получение и расширение сферы
объективного знания;
соответствует нормам толерантности.
Слайд 10Педагогическая этика регулирует поведение воспитателя, учителя, чтобы укреплялся их авторитет, обеспечивалось
единство усилий педагогического коллектива, общественности и семьи. Педагогическая этика утверждает
гуманистические принципы в отношениях с детьми, осуждает бездушие, основывается на уважении к личности воспитанника и требовательности к нему.
Педагогическая этика
Слайд 11Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование
проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
Слайд 12Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к
другим людям “не как к средству, а только как к
цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных.
Слайд 13 Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек,
и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако
из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Слайд 14 Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных
педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно,
через того или иного учителя.