Слайд 1Вашему вниманию представляем работу на тему:
«Использование проективных методик в
работе с дошкольниками»
Слайд 2
Проективные методики - это группа методик
психологического исследования личности, основным механизмом которых является символический перенос содержания
внутреннего мира на внешний мир.
(Е.В.Потапова)
Слайд 3Проективные методики незаменимы при работе:
с маленькими детьми;
с детьми, испытывающими языковые
трудности;
с детьми, которые имеют речевые дефекты.
Слайд 4 Первая классификация проективных методов была предложена Л.Франком.
Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Л. Франк
попытался выстроить на их основе классификацию.
Его классификация проективных методов с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.
Слайд 51) Конститутивные
Испытуемому предлагается
какой-либо аморфный материал (глина),
которому он должен придать смысл (тест Роршаха).
Слайд 62) Конструктивные
Предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое
и объяснить его (Сценотест).
Слайд 73) Интерпретативные
Необходимо истолковать, интерпретировать
какое-либо событие,
ситуацию
(детский вариант САТ).
Кенгуру в
дамской шляпке, несущая сумку с молочными
бутылками. В ее сумке кенгуренок
с воздушным шаром,
на велосипеде кенгуренок побольше. (Проявляются темы
конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство
по поводу появления малыша. Просматривается связь с матерью).
Слайд 84) Катартические
Предлагается осуществление игровой деятельности в особо
организованных условиях (Психодрама).
Слайд 95) Рефрактивные
Личностные особенности,
скрытые мотивы исследователь
стремится диагностировать
по тем непроизвольным изменениям, которые
вносятся в общепринятые
средства коммуникации,
например, речь, почерк.
Слайд 106) Экспрессивные
Осуществление испытуемым изобразительной
деятельности, рисунок
на свободную или заданную тему.
Слайд 117) Импрессивные
Эти методики основываются
на изучении результатов
выбора стимула из ряда
предложенных.
Испытуемый выбирает
наиболее предпочитаемые
им стимулы.
Слайд 128) Аддитивные
В этих методиках требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа
или истории
(Незаконченные
предложения).
Слайд 13ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ТАКИМИ ОСОБЕНОСТЯМИ:
«проективные инструменты» представляют собой методики замаскированного
тестирования. (Испытуемый не знает об интерпретации, которая будет дана его
ответам).
Внимание фокусируется на «картине» личности в целом, а не на измерении отдельных черт.
Проективные методики считаются эффективными при выявлении латентных или неосознаваемых сторон личности.
Слайд 14Проективные методики необходимо использовать в комплексе со стандартизованными, для более
точного изучения личности. Потому как:
В анализе проективных методик присутствует «опасность»
субъективного мнения диагноста
Трудно научным методом подтвердить надежность и валидность, а также количественно измерить оцениваемые свойства
Слайд 15ПРОЕКТИВНЫЕ РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Пользуются особой
симпатией у
психологов-практиков
Популярность обусловлена следующими причинами:
Слайд 161) простые и быстрые в применении;
2) работа с невербальным материалом
позволяет расширить возрастной диапазон;
3) не вызывают «сопротивления» у консультируемых;
4) используются
при возникновении трудностей в общении;
5) не требует специальных материалов (карандаши, бумага);
6) естественность, близость к обычным видам деятельности человека;
7) легкая тестовая инструкция;
8) могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения.
Слайд 17
Применение проективных методик в детской психологии, психиатрии, охватывает широкий круг
вопросов выясняющих их роль в решении следующих проблем:
Особенности протекания детских
психозов (аутизм);
Оценить мир фантазий;
детские страхи, желаний;
диагностические и прогностические
показатели психического развития детей в норме и патологии;
семейное окружение и т.д.
Слайд 18Работы (рисунки) детей старшей и подготовительной групп МДОУ № 405«Улыбка»
Калининского р-на
г.Донецка.