Слайд 1«Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»
МДОУ «Детский сад
№ 6 «Солнышко»
Автор: Опарышева Е.В.
2019
Слайд 2 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Одна
из проблем дошкольного образования является процесс игровой деятельности.
Игра у большинства
дошкольников находится на среднем уровне. Не все дети могут сами себя занять, у них отсутствует инициатива, плохо развито воображение.
Слайд 3Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность
в дошкольное учреждение.
В новом стандарте дошкольного образования многие разделы посвящены
условиям формирования самостоятельной деятельности детей, и прежде всего свободной игре.
Слайд 4
Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует
обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:
поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Слайд 5Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное
развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то
есть реализация ФГОС ДО.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.
Мы не навязываем детям игру, но и не оставляем её без руководства, так как детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать для детей партнёром в детских играх.
Слайд 6 Существует метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом
авторов под руководством С.Л.Новоселовой, основные компоненты которого следующие:
- следует
планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
- необходимо использовать специально обучающие игры;
- нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
- во время игры необходимо общение со взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.
Слайд 7 Перед педагогом-практиком в современной ситуации открываются два
пути влияния на развитие ребенка с помощью игры. Первый путь
- заключается в обогащении познавательной сферы ребенка, наполнении ее духовно-нравственным содержанием.
Слайд 8 Второй путь заключается в том, чтобы позволить детям
играть, во что им захочется и с кем захочется. В
случае неразвитости игровых навыков необходимо показать им, как играть, что педагог может сделать, только играя с детьми на равных.
Слайд 9 ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно-
пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.
Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Слайд 10Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие
игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение
с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Слайд 11При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных
и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение
социальной успешности дошкольника.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.