Слайд 1Шалимова А.М.
Права и обязанности педагога.
Педагогическая этика.
Слайд 2Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011)
Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Слайд 3Учитель. Должностные обязанности.
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом
их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей
культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
Слайд 4Учитель. Должностные обязанности.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в
области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены,
а также современных информационных технологий и методик обучения.
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
Слайд 5Учитель. Должностные обязанности.
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования
(образовательных цензов).
Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету
(курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
Слайд 6Учитель. Должностные обязанности.
Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 7Учитель. Должен знать.
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы
и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о
правах ребенка;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную физиологию;
школьную гигиену;
методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;
методику воспитательной работы;
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
Слайд 8Учитель. Должен знать.
средства обучения и их дидактические возможности;
основы научной
организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей
и молодежи;
теорию и методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Слайд 9Учитель. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Слайд 10Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт — документ, устанавливающий требования к образованию,
опыту работы и личным качествам представителя конкретной профессии.
Абсолютно все профессиональные
стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда России №147н от 12.04.2013г.
Профстандарт педагога с 01 января 2017 года
Слайд 11 Содержание профессионального стандарта педагога
Часть первая: обучение.
Часть вторая:
воспитательная работа.
Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые
для осуществления развивающей деятельности).
Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы.
Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Слайд 121. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и
работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе,
должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Часть первая: обучение
Педагог должен:
Слайд 135. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании;
одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (приложение 1 к Стандарту)
Часть первая: обучение
Педагог должен:
Слайд 141. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как
на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации
экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 155. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели,
способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 168. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и
информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 1711. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить
воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 1814. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих)
учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать
(конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 1917. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся
в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и
традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
Слайд 201. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Слайд 214. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6.
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Слайд 229. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических
законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Слайд 2313. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том
числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Слайд 2416. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом
личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные
учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
Часть третья: развитие
(Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
Слайд 25Учитель имеет право:
1. На защиту профессиональной чести и достоинства.
2. На
свободу совести.
3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без
нарушения правового пространства учителя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.
4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
5. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями и иными материалами
6. На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.
7. Знать о замене уроков заранее.
8. На отгулы за работу в выходные дни (количество отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет).
9. Учитель не имеет права не допускать учащегося в аудиторию по причине отсутствия специальной формы и по любой другой причине.
10. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка дома (рабочее место, режим дня).
11. Требовать от родителей посещения родительских собраний.
12. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.
13. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
14. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.
15. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.
Слайд 26Учитель обязан:
1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.
2. Быть
нравственным примером для своих учеников.
3. Повышать свой профессиональный уровень.
4. Уважать
право ребёнка на собственное мнение и убеждение.
5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.
6. Предупреждать возможный травматизм детей.
7. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.
8. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке.
9. Своевременно выставлять оценки в дневник.
10. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.
11. При выставлении оценки учитывать прогресс в учебе данного ученика, не сравнивая его с другими.
12. Не опаздывать на урок.
13. Содержать в порядке своё рабочее место, следить за сохранностью школьного имущества, своевременно сообщать о поломках в соответствующие службы.
14. Использовать современные методики обучения.
15. Учитель обязан отпускать класс со звонком с урока.
Слайд 27Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:
нельзя делать
никаких оскорбительных замечаний;
оказывать физическое воздействие;
ставить в угол;
выгонять из классного кабинета;
забирать
(даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
кричать с отходом от учебного процесса;
проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
Слайд 28Методические рекомендации 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года)
Преподаватели в рамках своей
формальной деятельности несут следующие условные обязанности:
работать в целях передачи знаний
в рамках своей квалификации;
оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
Слайд 29
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
1. Защиту профессиональной чести и достоинства.
(Закон РФ «Об
образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).
(Конституция РФ, ст.23 п.1)
3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.
5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.
(Трудовой кодекс РФ, ст.22)
Слайд 30
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность
в педагогическом коллективе.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)
7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)
Слайд 31Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
10. Отказ от административных поручений, не связанных с
выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.
11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)
12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве", ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)
Слайд 32Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц
к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ст.2 п.1)
14. Предупреждение о замене уроков заранее.
15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.
(Трудовой кодекс РФ, ст.153)
16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)
Слайд 33Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
17. Требовать:
- от родителей (законных представителей) посещение родительских
собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);
(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)
- от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.
18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).
19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).
Слайд 34Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными
инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).
2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)
3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)
4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.
(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)
5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.
(Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)
Слайд 35Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики
обучения.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)
7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.
8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.
9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.
11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Слайд 36Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН
12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться
к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.
13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69)
14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69)
15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.
Слайд 37Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН
1. Соблюдать права и свободы учащихся.
2. Поддерживать тесный
контакт с родителями (законными представителями) учащегося.
3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.
4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.
5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.
6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.
7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.
8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.
9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.
10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).
11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.
12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.
13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.
14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.
15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.
16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.
Слайд 38Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273-ФЗ
УЧИТЕЛЮ ЗАПРЕЩЕНО
1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
(Закон
РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)
2. Опаздывать на урок.
(Трудовой кодекс РФ, ст.21)
3. Выгонять ученика с урока.
(Конституция РФ, ст.43)
4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.
(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.
(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.19.)
Слайд 39Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N
273-ФЗ
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1)
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
Слайд 40Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N
273-ФЗ
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
6)
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Слайд 41Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N
273-ФЗ
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
2. Педагогический работник организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Слайд 42Педагогическая этика
Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Правило
данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы
хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:
стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.
Слайд 43Педагогическая этика
Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель).
Правило данного
контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:
не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Слайд 44Педагогическая этика
Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип данной
формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так,
как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:
не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
Слайд 45этические заповеди современного учителя
сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников(боль, радость,
горе, печаль и т. п.),
умение говорить об ошибках и недостатках
других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,
терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.