Слайд 117. Анкета… Что это такое и как ее составить?
Когда человека
о чем-нибудь спрашивают, он может дать правильный ответ
на любой
вопрос – при условии,
что вопрос задан правильно.
Платон, «Федон»
Слайд 2АНКЕТА – социологический инструментарий опроса, представляющий собой структурированную систему вопросов,
направленных на получение необходимой информации.
Участники анкетирования:
анкетер (от франц. enquete,
буквально – расследование, т.е. человек, проводящий анкетный опрос)
респондент (от лат. Responsum – ответ, т.е. человек, служащий источником информации и заполняющий анкету).
Слайд 3СТРУКТУРА АНКЕТЫ
Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички
(демографического блока).
Во введении: обращение к респонденту, указание на проводящего
опрос, цель опроса, инструкция заполнения анкеты.
Пример
Слайд 4АНКЕТА УЧАСТНИКА
конференции проектных и исследовательских работ
Дорогой друг.
У организаторов и
участников конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в
учебе и жизни. Чтобы повысить качество организации конференции и полнее учесть мнение ее участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.
Заполнить анкеты несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.
Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно.
Заранее благодарим за участие в исследовании.
Оргкомитет конференции.
Слайд 5Основная часть: вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы.
Простые вопросы,
вводящие респондента в контекст обсуждаемых проблем.
Сложные вопросы, требующие серьезных
размышлений (в середине анкеты).
Более легкие вопросы.
Демографическая часть (паспортичка): вопросы о статусе респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.).
В конце анкеты высказывания: «Благодарим за участие в исследовании!», «Большое спасибо за Ваши ответы», «Благодарим за сотрудничество!» и т.п.
Слайд 6Виды вопросов по форме
Закрытый вопрос (на него в анкете приводится
полный набор вариантов ответов)
Альтернативные вопросы (возможность выбора респондентом одного варианта
ответа, сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%)
3. Участвовали ли Вы ранее в окружных конференциях проектных и исследовательских работ?
3.1. Да, участвовал
3.2. Нет, не участвовал.
Неальтернативные вопросы (выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%)
5. В каких конференциях проектных и исследовательских работ Вы принимали участие?
5.1. В школьных.
5.2. В окружных.
5.3. В городских.
5.4. В федеральных.
5.5. В вузовских.
Слайд 7Полузакрытый вопрос (респондент может помимо предлагаемых в анкете ответов предложить
свой вариант)
7. Что Вы приобрели благодаря участию в конференциях проектных
и исследовательских работ?
7.1. Стал лучше учиться.
7.2. Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам.
7.3. Определился с выбором будущей профессии.
7.4. Приобрел опыт публичного выступления.
7.5. …
Слайд 8Открытый вопрос (респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте
без подсказок со стороны анкетера)
Обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее.
4.
Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования.
4.1.
4.2.
4.3.
Слайд 9Прямые вопросы
(позволяет получить от респондента прямую информацию)
2. Удовлетворены ли
Вы публичной презентацией своего проекта?
2.1. Да, удовлетворен полностью.
2.2.
Удовлетворен частично.
2.3. Нет, не удовлетворен полностью.
Косвенные вопросы
(задаются, когда требуется проявление критического отношения к себе, оценки каких-либо негативных явлений действительности)
Позволяет сгладить личностную окраску вопроса.
Просим Вас закончить следующую фразу:
«Когда говорят, что успех проекта зависит на 90% от научного руководителя, я думаю, что…»
Слайд 10Виды вопросов по значимости и роли в анкете
Основные вопросы
(направлены на сбор информации об исследуемом явлении)
9. Выпишите в строчку
номера высказываний в порядке убывания их важности:
"Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что…»
Хочу знать больше.
Хочу получить хорошие отметки в семестре (аттестате).
Содержание этой деятельности, возможно, связано с моей будущей профессией.
Мне нравится научный руководитель.
Работа над проектом, исследованием проходит интересно.
В школе этот вид деятельности обязателен для всех.
Чтобы не отставать от одноклассников, друзей.
Это важно для родителей.
Это позволяет мне творчески самореализоваться.
Слайд 11Неосновные вопросы выполняют служебные функции: проверяют искренность респондента, помогают ему
понять смысл основного вопроса и т.п.
вопросы-фильтры позволяют установить адресат основного
вопроса
3. Были ли Вы участником прошлогодней конференции проектных и исследовательских работ?
3.1. Да.
3.2. Нет.
4. Если Вы участвовали, то оцените по 5-бальной шкале проведение данной конференции:
1 2 3 4 5
Слайд 12Виды вопросов по содержанию
Вопросы о фактах сознания направлены на выявления
мнений, пожеланий, планов на будущее и т.п.
5. Если бы время
повернуть вспять, стали бы Вы снова выполнять данный проект, исследование? Почему?
______________________
______________________
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности людей.
2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа)
2.1. Один месяц и менее
2.2. От одного до трех месяцев
2.3. От трех до шести месяцев
2.4. Более года
Слайд 13составляют социально-демографический блок (паспортичку) анкеты,
устанавливают, если это необходимо, половозрастной или
социальный статус респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.)
Вопросы
о личности респондента
Слайд 14Требования к анкете
Учет количества вопросов в анкете, оптимально 15-20 вопросов.
Включение
понятных для респондента терминов, неперегруженность лишними словами.
Соблюдение принципа расположения вопросов:
простые - сложные - простые.
Недопустимость влияния предшествующих вопросов на последующие.
Отсутствие излишнего количества однотипных вариантов возможных ответов на Ваш вопрос.
Снабжение вопросов-фильтров указателями-переходами для разных групп респондентов. (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимал участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…).
Стремление ясно объяснить технику ответов на вопросы, увязывая при необходимости сколько вариантов ответов он может отметить.
Превращение закрытых вопросов в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» иди «другие ответы».
Недопустимость опечаток в тексте анкеты.
Слайд 15Схема обработки анкет
Проверка на чистоту и полноту заполнения.
Составление таблиц,
первично обобщающих полученную информацию
Обработка каждого вопроса (закрытого и полузакрытого)
в соответствии с нумерацией.
Работа с открытыми вопросами.
Обработка данных на компьютере или вручную. Информация должна быть сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу.
Написание итоговых выводов
Слайд 16Памятка анкетера
АНКЕТЕР!
Когда идешь к респонденту, помни: мы должны не просто
получить ответы, а получить ПРАВДИВЫЕ ОТВЕТЫ. Тот, к кому ты
идешь, пока только один из нашей выборки; захочет ли он принять на себя роль опрашиваемого, зависит от тебя.
Первое впечатление самое сильное. А ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, которое респондент получит о нашем исследовании в целом,— О ТЕБЕ, наш анкетер. Поэтому будь вежлив, внимателен, аккуратен, энергичен, уверен в себе, обаятелен. У самых разных людей ты должен вызвать симпатию, расположить к искренности. Ты идешь искать истину, которой можешь не знать ты, но знают твои респонденты. А потому будь ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН И ТРЕБОВАТЕЛЕН одновременно.
Встретиться с респондентом лучше утром. Хорошо, если ты сумеешь договориться с ним заранее по телефону: у него могут быть другие планы.
Слайд 17
При встрече ты должен:
1. Представиться. Обращаться к респонденту по имени
и отчеству. Список опрашиваемых в руках не держи, галочек в
нем при респонденте не ставь. Коротко объясни: кто, о чем и зачем проводит опрос.
2. Обязательно нужно указать практическую цель исследования. Это поможет заинтересовать респондента, создать у него мотивацию к участию в исследовании.
3. Прежде чем обратиться к респонденту с просьбой ответить на вопросы, необходимо сказать несколько слов о правилах выборки.
4. Гарантия анонимности: мы обязуемся не допускать к заполненным анкетам никого, кроме представителей исследовательской группы, не оглашать содержания ответов. Информация будет сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу.
5. Объясни правила заполнения и сдачи анкеты. Анкетер, мы просим тебя написать короткий отчет о своей работе, в котором ты укажешь:
тех, кто отнесся к нашей работе доброжелательно — сколько человек и их характеристики: пол, возраст, степень, должность;
2) кто отказался — их количество, признаки, причина отказа.