(на основе материалов Методики оценки уровня квалификации педагогических работников/под ред. В.Д.Шадрикова,И.В.Кузнецовой )
Решение педагогических ситуаций
как форма квалификационных испытаний
Слайд 2Ситуация
Ситуация - (от латин. situs -
положение, расположение) - совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные
отношения, обстановку или положение.
Слайд 3Педагогическая ситуация
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная
история, которая возникла в повседневной работе и породила педагогические задачи,
требующие решения.
Педагогическая ситуация
способы взаимодействия
Учитель ← ------------------------------- → Ученик
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
– недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь);
– разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах);
– противодействие (действие, препятствующее другому действию);
– противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь);
– разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).
Слайд 4Педагогическая задача
Под педагогической задачей понимается:
осмысление сложившейся педагогической
ситуации
принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Слайд 5Виды педагогических ситуаций
Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных
заданий, успеваемости, внеучебной деятельности
Ситуации поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения
учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы.
Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Слайд 6Классификация педагогических ситуаций
Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение,
ситуация-оценка, ситуация-проблема.
В.С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков: по
месту возникновения и протекания: на уроке, на воспитательном мероприятии, дома и т.д.; по участникам: учащийся – учащийся, учащийся – учитель, учащийся – родитель и др.; по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические; по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные); по степени оригинальности: стандартные, т.е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные); по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.
Слайд 7В.А. Сластенин выделяет следующие педагогические ситуации: по месту возникновения и
протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса
(дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.
И.Н. Емельянова характеризует педагогические ситуации как: неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация); открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые; конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.
Слайд 8Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной
педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения
сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Слайд 9Требуемые умения
для решения педагогических ситуаций
1.умение оперативно сориентироваться в
ситуации и
причинах ее возникновения;
2.умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного
поведения;
3.умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
4. умение учитывать особенности обучающихся;
5. умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
6.умение предвидеть результаты воздействия.
Слайд 10Антипедагогический вариант
Вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и
проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся.
Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.
0 баллов
Варианты ответов:
«Ну и что?»
«Никуда не денешься, все равно придется»
«Это глупо с твоей стороны»
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»
«Можно решить и еще раз»
«Вы ошибаетесь, такого не могло быть»
«Учитель лучше знает,»
«Устрою им выволочку!»
«Отведу их к завучу или директору»
«У меня такого не бывает»
Слайд 11Нейтральный вариант
Вариант разрешения ситуации нейтрального типа,
это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет
хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.
1 балл
Варианты ответов
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»
«Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем»
«Все равно вам всем придется отработать этот урок»
«Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок»
«Хорошо, мы можем не выполнять данное задание, если вы его уже сделали»
«То, что вы делаете это плохо, немедленно прекратите!»
«Скажу, что теперь нельзя доверять всем оценкам этого ученика, и они все теперь считаются двойками»
Слайд 12Вариант реагирования
на положительный эффект
Вариант реагирования, направленный на достижение положительного
воспитательного и (или) обучающего эффекта демонстрирует понимающее отношение к обучающимся,
учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.
2 балла
Варианты ответов
«Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием»
«Я предлагаю выполнить задание еще раз, уверена, что не все в классе с ним справились». Учитель считает, что не следует менять намеченного плана урока. Повторное выполнение задания позволит лучше усвоить тему.
«Предложу извиниться перед преподавателем по предмету и взять задание для реального исправления оценок»
«Спрошу, что они делают, чего хотят этим добиться и как думают поступать дальше, когда их обман обнаружен»
Слайд 13Конструктивный вариант
Конструктивный вариант реагирования предусматривает качественное обоснование;
способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований
в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.
3 балла
Варианты ответов:
«Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре»
«Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий»
«Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию».
Слайд 14Педагогические правила
(А.С. Чернышев, автор "Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций»)
Правило
1. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Чтобы выиграть психологический перевес учителю целесообразно запомнить эти подсказки. Подсказка первая. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов. Подсказка вторая. "Задержите реакцию!" Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Подсказка третья. "Переведи реакцию!" Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя.
Слайд 15
Правило 2.
Школьники склонны
охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два
способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный. Первый способ – традиционный, прямой. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера. Более эффективный способ - второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего.
Слайд 16
Правило 3.
Школьника можно
изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Важное средство формирования личности школьника - педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении. Психологи предлагают следующие правила оценки личности: положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью; неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе и к учению.
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные
мотивы. Здесь важна "педагогическая зоркость" - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося. Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.
Слайд 18
Правило 5.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей
некомпетентности в преподавании своего предмета.
Слайд 19Литература для самообразования
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед.
агентство, 1998.
Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические
ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, 1991.
Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. Минск: Университет, 1990.
Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.