Современный урок
как основа эффективного и качественного образования
Слайд 2 «Урок – это зеркало
общей и педагогической
культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …
Школьник посещает
около 10 тысяч уроков за время обучения…
Урок занимает приблизительно 98%
учебного времени…
Слайд 4А урок остаётся !!!
Как для учеников, так и для учителя
урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании
этого слова.
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд 5Традиционный урок:
плюсы и минусы
Слайд 8Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая
история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
Традиционный
урок – это известные ученые и учителя-практики.
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Слайд 9Современный урок
фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его
признаки;
урок - целостная система, где ни один компонент не
может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
Слайд 10Признаки современного урока
1. Главная цель урока - развитие личности ученика
в процессе обучения и воспитания.
2. Личностно ориентированный подход.
3. Компетентностный подход.
4.
Динамичная и вариативная организация урока.
5. Использование современных педагогических технологий.
Слайд 11Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний
Урок комплексного применения знаний
Урок обобщения
и систематизации знаний
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
ТИПЫ УРОКОВ
ПО
ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
Слайд 12Основные компоненты современного урока
Организационный
Целевой
Мотивационный
Коммуникативный
Содержательный
Технологический
Контрольно-оценочный
Аналитический
Слайд 13Источники воспитательного воздействия на уроке
Через содержание образования (особенно гуманитарных
дисциплин): поведение , мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии
поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла);
Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония;
Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
Через личность самого учителя (в наибольшей степени).
Слайд 14Современная педагогика ориентирована на то, чтобы
- ребёнок научился учиться;
- открыл
в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Идея сотрудничества исходит
от древних мудрецов;
проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.
Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.
В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться».
Слайд 15Интерактивные методы обучения…
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного
взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных,
деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Слайд 16Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика
в процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения
(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Слайд 17Методические приёмы интерактивного обучения:
игры
пары и группы
«мозговая атака»
«общая дискуссия»
проекты
семинары
«общий галдёж»
словесные ассоциации
воспроизведение
информации
«НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки
Урок- творческий отчет,
урок-аукцион,
урок-ток-шоу,
урок-капитал-шоу «Поле
чудес»,
урок-викторина,
урок-КВН,
урок-выставка,
урок-бенефис,
урок-сюрприз,
урок-экскурсия,
урок-путешествие в прошлое (или будущее),
урок-эстафета,
урок-соревнование и т.д.
Слайд 19Правила управления успехом на уроке
1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения
и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
2. Авторитет, личность учителя –
залог успеха учащихся.
3. Благоприятный психологический климат на уроке.
4. Способность учителя удивлять.
5. Любовь к детям.
6. Индивидуальный подход.
7. Умение учителя продумывать домашние задания.
8. Комментирование отметки.
9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.
Слайд 20Творческих успехов, дорогие коллеги!