Разделы презентаций


Методы психолого-педагогической диагностики семьи

Содержание

ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обо­снованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекаю­щих в семье, и принятие на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор-составитель:
Безрукова Екатерина Александровна,
ст. преподаватель, КемГИК,
г. Кемерово, 2016г.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ

Автор-составитель: Безрукова Екатерина Александровна,ст. преподаватель, КемГИК,г. Кемерово, 2016г. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ

Слайд 2ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ
Социально-педагогический мониторинг семьи

— это научно обо­снованная система периодического сбора, обобщения и анализа

социально-педагогической информации о процессах, протекаю­щих в семье, и принятие на этой основе стратегических и такти­ческих решений.(1)

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим
учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.(3)

ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ:  ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ   Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обо­снованная система периодического

Слайд 3ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ.







Изучение личного дела.
Беседа с классным

руководителем начальной школы.
Посещение семьи.
Использование методов психолого-педагогической диагностики изучения семьи.

ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ. Изучение личного дела. Беседа с классным руководителем начальной школы. Посещение семьи.Использование методов психолого-педагогической диагностики

Слайд 4РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Ведущую роль в организации

сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя

состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.(4)

Классный руководитель – профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, во влечь их в совместную деятельность. Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определенные правила:

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:
к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. (2)
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ   Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача

Слайд 5Классный руководитель должен
постараться иметь
следующую информацию о семье ученика , составить

«карту семьи»:

общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
жилищные

условия семьи и ее материальная обеспеченность;
образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
уровень педагогической культуры родителей;
авторитетность семьи в глазах ребенка;
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
семейные традиции, обычаи и ритуалы;
положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
воспитательные возможности семьи.(2)
Классный руководитель долженпостараться иметьследующую информацию о семье ученика , составить «карту семьи»: общие сведения о родителях или

Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ
Необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый

шаг предпринимается лишь в том случае, если по­лучен результат на

предыдущем.

Необходимость в диагностике воз­никает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причи­нами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка.

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использова­ния их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.(3)

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИНеобходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если

Слайд 7ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА)
В связи с этим семьи делятся

на 5 типов.
Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать

их осо­бенности в работе с родителями.

Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исклю­чаются.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную на­правленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «осо­бых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоис­тические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микрокли­мат в семье, не потерять растущего в ней человека.
Внешне благополучные семьи, в которых процветает безду­ховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоци­ональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоян­ного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. (3)
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА)В связи с этим семьи делятся на 5 типов. Целесообразно знать указанные типы

Слайд 8методы психолого-педагогической диагностики.

методы психолого-педагогической диагностики.

Слайд 9
ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
АНКЕТЫ:
Анкета «Знакомство с родителями»
На первой встрече

с родителями можно попросить их ответить на
следующие вопросы:
1. Какого мнения

вы о школе и педагогическом коллективе, в кото-
ром будет учиться ваш ребенок?
2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться ва-
шему ребенку?
4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться
в коллективе класса?
5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании кол-
лектива класса?
6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и
опасения? (2)
ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИАНКЕТЫ:Анкета «Знакомство с родителями»На первой встрече с родителями можно попросить их ответить наследующие

Слайд 10Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством

переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует

себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у

АНКЕТЫ:

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»
1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?
Назовите их.
4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации
в учебной деятельности вашего ребенка?
6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повыше-
ния результативности его учебной деятельности?

Анкета «Ваш ребенок»
С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя ваш ребенок дома?
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в шко- ле?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

Слайд 11Анкета «Семья учащегося»
Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал

семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ребенка

в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.
Анкета «Педагоги и родители»
Анкета «Общественная оценка и поддержка школы родителями»
Анкета «Семья глазами ребенка» (для ребенка)
Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях.
Анкета «Выражение лица» (для родственников)
Анкета «Я в семье» (для ребенка)
Подумай и напиши ответ. Приведи примеры.
Какая ты дочь
Какая ты внучка?
Какая ты сестра?
Какая ты родственница?
Эта анкета - своего рода «рефлексивный листок». Она не только показывает отношения ребенка с членами своей семьи, но и побуждает его задуматься над этими отношениями.

Анкета «Семья учащегося» Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые

Слайд 12Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством

переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует

себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у

Методика «Незаконченные предложения»

А) Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Проанализировав ответы, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:
- Школа для меня - это...
- Класс, в котором я учусь - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне нравятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это...

Предложения для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребенок, это...
- Класс, в котором учится мой ребенок, это...
- Одноклассники моего ребенка - это...
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения:

Для учащихся
- Я радуюсь, когда...
- Я огорчаюсь, когда...
- Я плачу, когда...
- Я злюсь, когда...
- Мне нравится, когда...
- Мне не нравится, когда...
- Я верю, когда... И другие.

Для родителей
- Я радуюсь, когда мой ребенок...
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
- Я плачу, когда мой ребенок...
- Я злюсь, когда ребенок...- Мне нравится, когда мой ребенок...
- Мне не нравится, когда мой ребенок...
- Я не верю, когда мой ребенок...
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок... И другие (2)

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

Слайд 13Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители

– единомышленники.

Темы размышления могут быть самыми разнообразными:

«Быть отцом (матерью)

взрослой дочери (сына) это...»,
«Мой дом - моя крепость?!»,
«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи» и др.



Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Сочинение-размышление Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители – единомышленники.Темы размышления могут быть самыми разнообразными:

Слайд 14Тест «Я - родитель, я - приятель?!» (для родителей)
Такой тест

заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты сво-
его воспитания, увидеть

себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

Рисуночный тест. «Выходной день в моей семье»
Родители и ребенок рисуют или выбирают из предложенных картинок, как они проводят свой выходной день.

Тест "Рисунок семьи"
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Тест «Я - родитель, я - приятель?!» (для родителей)Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты

Слайд 15Таблица - определение самостоятельности ребенка.

Родителям предлагается перечень

действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы

самостоятельно.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью
со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с
таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности
быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают
проявление им какой бы то ни было самостоятельности.(2)

Перечень действий:

- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- готовит еду, если это необходимо;
- убирает квартиру по собственной инициативе;
- ходит в магазин за покупками;
- помогает по дому и на даче и др.

Таблица - определение самостоятельности ребенка.   Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в

Слайд 16
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕ­ДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Содержание работы педагога с родителями включает три

ос­новных блока:
повышение психолого-педагогических знаний ро­дителей,
вовлечение родителей в учебно-воспитательный

процесс,
участие родителей в управлении школой.

В практике школы используются массовые, групповые и инди­видуальные формы и методы работы с родителями. Все они на­правлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспита­тельного потенциала, а также на привлечение родителей к воспи­танию детей класса. (3)

Университет педагогических знаний 
Лекция 
Конференция
Практикум
Педагогическая дискуссия 
Ролевые игры
Индивидуальные тематические консультации.
Посещение семьи
Переписка с родителями
Родительское собрание

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕ­ДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙСодержание работы педагога с родителями включает три ос­новных блока: повышение психолого-педагогических знаний ро­дителей, вовлечение

Слайд 17ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
http://www.studfiles.ru/preview/2277021/page:7/- Методика диагностики семьи.
http://nprilepina-vosp.ucoz.ru/diagnosticheskme_metodiki_izuchenija_semi.pdf -Диагностические методики изучения семьи обучающихся.


http://studopedia.ru/15_13205_psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-semi.html - Психолого-педагогическая диагностика семьи.
http://pandia.ru/text/79/429/20610.php -Диагностические методики изучения семьи учащихся.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИhttp://www.studfiles.ru/preview/2277021/page:7/- Методика диагностики семьи.http://nprilepina-vosp.ucoz.ru/diagnosticheskme_metodiki_izuchenija_semi.pdf -Диагностические методики изучения семьи обучающихся. http://studopedia.ru/15_13205_psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-semi.html - Психолого-педагогическая диагностика семьи.http://pandia.ru/text/79/429/20610.php -Диагностические методики

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика