Слайд 1Новые педагогические технологии
Слайд 2Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых
в какой-либо деятельности
Педагогическая технология ̶ это содержательная техника
реализации учебного процесса (В.П. Беспалько)
Слайд 3В структуру педагогической технологии входят:
организация учебного процесса;
методы
и формы учебной деятельности учащихся;
деятельность учителя по управлению процессом
усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Слайд 4
Классификация
педагогических технологий
Традиционные технологии
Инновационные технологии
Слайд 5Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
Педагогические технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности учащихся;
Альтернативные технологии;
Природосообразные технологии;
Технологии
развивающего обучения.
Слайд 6Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые
технологии;
Технология проблемного обучения;
Технология модульного обучения(В.Ф.Шаталов);
Технология
уровневой дифференциации;
Технология индивидуализации обучения
(Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);
Технология программированного обучения;
Информационные технологии обучения;
Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования);
Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ).
Слайд 7Альтернативные технологии
Технология свободного труда (С.Френе);
Технология проектного обучения;
Технология мастерских;
Дальтон-технология;
Кейс-технология;
Интернет-технология.
Слайд 8Природосообразные технологии
Здоровьесберегающая технология;
Технология обучения одарённых детей
Слайд 9Технологии развивающего обучения
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова (для начальной школы);
Личностно-ориентированное развивающее
обучение (И.С.Якиманская);
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
Технология критического мышления.
Слайд 10Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью,
а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.
Преимущества: экономит время,
сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.
Недостатки: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Слайд 11Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются
учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем,
благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Слайд 12Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у них познавательного
интереса, раскрывает противоречие между познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения
с помощью ранее приобретенного запаса знаний и способов действия, помогает определить основную проблему, осмыслить ее и найти выход из затруднения.
Слайд 13Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой
педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у
них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
Слайд 14Достоинства:
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
Исключаются
не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей;
3. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
4. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
5. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;
6. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах;
7. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Слайд 15 Недостатки:
1. Деление детей по уровню развития не гуманно;
2. Высвечивается социально-экономическое неравенство;
3. Слабые лишаются возможности тянуться за
более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
5. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
Слайд 16Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует
лишь со средствами обучения.
Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.
Слайд 17
Информационные технологии обучения –
это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых
является компьютер.
Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.
Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.
Слайд 19Особенности программированного обучения, которое тесно связано с информационными технологиями (часто
учащиеся самостоятельно осваивают учебный материал с помощью компьютера) заключаются в
следующем:
учебный материал разделяется на отдельные порции;
учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3. каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
4. при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
Слайд 205. при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
6.
каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном
для него темпе;
7. результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («слайдов», «файлов», «шагов»), подаваемых в определённой логической последовательности.
Слайд 21Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного
представления учебной информации
I модуль - устное изложение учителем
основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;
II модуль - самостоятельные и практические работы. Ученики работают с различными источниками информации, отрабатывают материал темы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, семинары, игры;
III модуль - повторение и обобщение материала темы;
IV модуль- контроль знаний учащихся по всей теме.
Слайд 22Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его
проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых.
Но исторически одна из первых ее задач — обучение.
Слайд 23Функциональность и структура игровой технологии
Слайд 24Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде
специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с
использованием различных видов носителей информации. Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультации.
Слайд 25Основными этапами кейс-технологии на уроках :
1) подготовка и предоставление учителем
учебно-методического материала по изучаемой теме каждому ученику;
2) планомерная и последовательная
работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;
3) обязательное обобщение изучаемой темы учителем, выявление пробелов в изучении отдельных вопросов темы и их устранение;
4) диагностика по окончании изучения темы или раздела.
Слайд 26ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ:
ученик видит сразу весь объем материала, который
необходимо знать по данной теме;
даже в случае болезни ребенок
видит пропущенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;
ребенок может планировать время работы над данной темой;
у части учащихся появляется желание подготовиться к обобщающему уроку как можно лучше, с тем, чтобы выступить в роли консультанта для одноклассников, что непременно оценивается учителем;
к концу учебного года у ученика набирается полный набор учебно-методических материалов по всем изученным за год темам, который он может использовать для повторения и подготовки к экзаменам.
Слайд 27Интернет – технология основана на использовании глобальных и локальных компьютерных
сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и
для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.
Важным этапом в реализации Интернет технологии является наличие автоматизированного электронного сервиса, обеспечивающего возможность постоянного удаленного доступа к учебно - методическим материалам, получения текущей информации о процессе обучения, (off- line) общения с преподавателями – консультантами и т.д.
Слайд 28Дальтон-технология основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Реализуется эта технология
через систему индивидуальных творческих заданий (дальтон - задания), лабораторную работу
(индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности,
успеха.
Слайд 29Исходные идеи:
Принцип свободы
Принцип самостоятельности
Принцип сотрудничества
Слайд 30Принцип свободы
Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера,
источников знаний, темпа, форм и способов работы.
Слайд 31Принцип самостоятельности
Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности
и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности
за этот выбор.
Слайд 32Принцип сотрудничества
Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной,
в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к
кому угодно: к учащимся, родителям, учителю.
Слайд 33Формы реализации
Идеи Дальтон-технологии реализуется через Дальтон-план, включающий:
задания;
лабораторию;
«дом».
Слайд 34Задания составляют содержательную основу технологии
Требования к заданиям:
Носят уровневый характер;
Охватывают достаточный
объем учебного материала;
Четко формулируется цель задания, а значит и результат
его выполнения;
Должны носить творческий характер, быть понятными и интересными ученику.
Слайд 35Задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним;
В задании
даются указания, литература, сроки выполнения;
Задания предполагают различные формы их выполнения,
возможность сотрудничества с другими;
Предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля;
Содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Слайд 36Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика,
но и дается проверочная работа для всех;
Именно результаты этой работы
и оцениваются.
Слайд 37Лаборатория
Это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы
над заданием, а также для участия в учебных занятиях
Слайд 38«Дом»
Это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где
ученику комфортно работать; свобода выбора, с кем выполнять работу; наличие
группы консультантов
Слайд 39Формы реализации Дальтон – плана:
классное учебное занятие;
коллективный урок;
лабораторное занятие;
конференция.
Слайд 40Результаты Дальтон – технологии:
Развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, овладение
исследовательскими умениями;
Снижение перегрузки учащихся за счет усвоения с интересом в
условиях индивидуального темпа работы;
Личностное развитие за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых.
Слайд 41Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих
форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя.
Слайд 42Основные принципы:
1) отношение учителя к ученику как к равному;
2) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное
“строительство” знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации, самостоятельность решения творческих задач;
3) умение работать в команде;
4) критичность мышления;
5) выступление в роли лидера.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания.
Слайд 43Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла
ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала
раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Одним из продуктивных путей реализации личностно-ориентированного обучения является обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки. Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности. Обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»