Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Белоусова Анастасия Александровна
Фамилия, имя, отчество
МОБУ СОШ №5 Мелеузовский район РБ
Образовательное учреждение, район
На тему:
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Я исследователь»
Слайд 2Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении
которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности.
21 марта 2016
года в МОБУ СОШ № 5 прошла XIII-я школьная научно-практическая конференция исследовательских работ « Я - исследователь», посвященная году кино.
Большинство исследовательских работ обучающихся, представленных на конференцию были выполнены на высоком уровне. Учащиеся продемонстрировали глубину знаний, умение анализировать и творческий подход к решению поставленной проблемы.
Победители и призеры награждены дипломами. Им рекомендовано принять участие в муниципальной НПК ««День науки, знаний и творчества - 2016». Приз зрительских симпатий получили 4 учащихся.
Слайд 3Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий
для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Слайд 4Формы проектно-исследовательской деятельности
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а
потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных
презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Слайд 5Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать
и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько
всего я смогу
Найти самостоятельно!
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей, а также обусловлена методологической значимостью.
Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Слайд 6От осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и
теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к
изучению составных частей исследовательской деятельности.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Слайд 7Особенности программы:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования
в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств,
Слайд 8Результат проектно-исследовательской деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие,
информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Выполнение
проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.
первый этап – интеллектуальный поиск (книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
третий этап – защита проекта. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Слайд 9Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий:
беседа,
игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:
консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Слайд 10Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Альбом
Газета
Гербарий
Коллаж
Костюм
Макет
Модель
Сувенир-поделка
Сказка
Экскурсия
Фотоальбом и многое другое.
Слайд 11Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе
«Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР
по проектной технологии.
занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Слайд 12Литература
Для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная
литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь
для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС, 2008
Для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008