(часть С)
Вы можете
научиться писать Самостоятельные Обдуманные Четко структурированные Исчерпывающие Нормативные Естественно, грамотные Нестандартные Интересные Яркие
Категории проблем
На заметку
Попробуем по-другому:
Автор ставит перед читателями следующий вопрос...
Автор рассуждает над проблемой...
В тексте поднимается проблема...
Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой…
Проблема (чего?) …
Эту конструкцию можно использовать в том случае, когда формулировка проблемы не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием. Например:
В тексте поднимается проблема одиночества.
Автор затрагивает проблему «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема экологии культуры.
В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.
Формулировка в виде вопроса поможет вам выразить мысль более точно и глубоко.
Проблема (какая?) …
Проблема (чего?) …
войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Проблема (что делает?) …
возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
… (чего?) проблемы
постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы
… (что?) проблему
поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, изучить, исследовать, обсудить, решить… какую-либо проблему
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание текстуального комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Какова роль музыки в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста – известный русский композитор Дмитрий Кабалевский. Разумеется, человек, посвятивший свою жизнь служению искусству, не может спокойно относиться к тому, что многие ждут от музыки только развлечения, поэтому его речь звучит очень эмоционально. Свои мысли Кабалевский подтверждает словами Генделя, Бетховена, Чайковского – величайших композиторов мира. Впрочем, каждый духовно развитый человек знает о том, что музыка, как и любой другой вид искусства, может не только развлекать, но и пробуждать душу, напоминая нам о духовной стороне жизни.
Читая текст Ф. Вигдоровой, мы вместе с повествователем становимся свидетелями случайного разговора. Пожилого человека, ветерана войны, школьники поздравили с Днем Победы, только, по его словам, «почета никакого не получилось». Почему? Да потому, что произносили торжественные, но «неживые» слова. Герой подчеркивает, что даже не говорили, а читали по бумажке. Он убежден: «От души так не говорят». Размышляя над прочитанным, понимаешь, что автор предлагает каждому из нас задуматься над проблемой искренности человеческого слова.
Наибольшую трудность для выделения проблемы и ее комментирования представляют тексты с проблемными ситуациями, основанными на конфликте героев, столкновении их взглядов, позиций и т. п. Как правило, это фрагменты художественных произведений.
Для комментирования подобных текстов постарайтесь в 1-2 предложениях описать проблемную ситуацию в целом, а затем остановитесь на отдельных аспектах проблемы, опишите отношение автора (повествователя) к словам, поступкам героев, дайте свою оценку описанной ситуации.
Типичная ошибка, которую допускают при комментировании текста, заключается в том, что проблема понимается очень широко и комментарий отклоняется от того аспекта, который избрал писатель. Задача ученика – осветить авторскую точку зрения. Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Возможно, подобный материал следует приберечь для аргументирования собственной позиции.
Не стремитесь к «спору ради спора». Помните, что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов.
Другое дело, когда точка зрения автора действительно вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции. Основанием для спора могут служить некоторые сложные философские или социальные вопросы, на которые невозможно дать единственный правильный ответ.
Спор с автором требует от пишущего подчеркнутой вежливости, корректности. Постарайтесь смягчить свое несогласие с помощью вводной конструкции (я думаю, мне кажется, как мне представляется, по всей видимости и т. п.). Ни в коем случае не оскорбляйте своего оппонента (Только ненормальный может утверждать подобное), воздержитесь от резких высказываний, и это особенно важно при опосредованном, «заочном» диалоге.
Тезис — это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать.
Аргументация – приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...».
Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай, и мир готов открыть все свои тайны.
При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:
факты, события;
ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
пословицы и поговорки;
примеры из личной жизни и жизни окружающих;
примеры из художественной литературы.
Аргументы должны быть:
правдивыми, опираться на авторитетные источники;
доступными, простыми, понятными;
отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т. п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.
3. Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.
Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдоровой.
5.Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство.
Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много теплых воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги, без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности человека? Над этой проблемой размышляет автор...
6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста.
Прочитал текст и задумался... Два камня... Две судьбы... Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», — скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше — отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?
8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме).
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.
9. Если ни один из предложенных выше способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса.
Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть