Слайд 1Смысловое чтение и работа с текстом как одно из направлений
работы с одаренными детьми в условиях ФГОС
Слайд 2«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(Д. Дидро)
Слайд 4
Навык чтения
Смысловая
сторона
Техническая
сторона
способ чтения,
темп чтения,
правильность,
выразительность
понимание
содержания
и
смысла
прочитанного
Слайд 5Умение читать
уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном
возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это
постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения
Слайд 6Смысловое чтение
В Примерной основной образовательной программе начального
общего образования под смысловым чтением понимается
осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (стр. 106 ПООП НОО – познавательные универсальные учебные действия)
Слайд 7День единого текста
3а класс
9.30—10.00 Урок русского языка. Учитель—Антонова М.Г.
10.10—10.40 Урок
математики. Учитель—Пестерева Т.А.
10.50—11.20 Урок окружающего мира. Учитель—Евгеньева Л.В.
Слайд 8Чтение. Работа с текстом на уроках и во внеурочной деятельности
4
классы
9.30—10.00 Урок литературного чтения. Проект «Читательский дневник. Список книг для
чтения». Учитель—Кашина А.В.
10.10—10.40 Внеурочная деятельность кружка «Информатика и конструирование». Занятие «Работа с текстом». Учитель—Загадкина М.А.
10.50—11.20 Урок английского языка. Обучение в начальной школе в Англии. Учитель—Сосновская А.Ю.
Слайд 911.30 – 11.45 – кофе - пауза
11.50—12.10—мастер-класс «Стратегии смыслового чтения»
. Учитель—Рождественская И.В.
12.10—12.30—выступление «Сотрудничество с областной библиотекой как форма творческого
развития учащихся». Литературно-музыкальная композиция «Я люблю, когда шумят березы...». Учителя—Кашина А.В., учитель литературы, Мезина Е.А., учитель музыки
Слайд 11Список
Список фамилий авторов (писателей, поэтов) определенной эпохи и страны.
Список
произведений
Список литературных героев конкретного произведения.
Список изобразительно-выразительных средств языка.
Список прозаических жанров.
Список ключевых событий.
Список афоризмов (автора), помогающих жить.
Список стихотворений, которые знаешь наизусть.
Список писателей - современников.
Список книг для самообразовательного (свободного) чтения.
Составлять.
Придумывать темы списков.
Ранжировать.
Исполнять и вычеркивать сделанное.
Маркировать.
Сортировать.
Исключать лишнее.
Продолжать
Вывешивать.
Хранить.
Анализировать. Воплощать в жизнь.
Читать.
Исправлять. Дополнять. Составлять коллективно и индивидуально.
Слайд 12Читать – это еще ничего не значит; что читать и
как понимать читаемое – вот в чем главное дело. К.
Д. Ушинский
Слайд 13Стратегии смыслового чтения — различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся
для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки
в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом.
Слайд 15Предтекстовые стратегии
Предтекстовые стратегии
Слайд 16Процессы:
Ассоциации
Антиципация
Обращение к жизненному опыту
Гипотеза
До чтения
Объекты:
Название
Эпиграф
Предисловие
Содержание
Автор
Источник
Повышение мотивации чтения текста
Слайд 17Глоссарий (словарь)
Цель стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой
текста.
Слайд 19Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения:
при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово,
по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Слайд 21Чтение с остановками
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого
и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все
уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Слайд 22Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время
чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с
собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Слайд 23Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам
задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 241. Цель. Проверка понимания текста
2. Цель. Выяснение мнения читателя относительно
текста
Слайд 26Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание
содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных
и публицистических текстах).
Слайд 28Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы)
Слайд 29МОРЕ ВОПРОСОВ
ПОВЕРХНОСТНЫЕ – ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
ответ ищи в тексте
ПОДВОДНЫЕ ВОПРОСЫ
Ответ читай между строк
ГЛУБИННЫЕ ВОПРОСЫ
Связанные со своим жизненным опытом
Почему…?
Что,
если…?
Как…?
Если бы я…, то…?
Как текст связан с реальной жизнью?
Кто…?
Где…?
Когда…?
Что…?
Слайд 30Кластер
(от англ. cluster - «скопление», «пучок», «созвездие»)
Слайд 31Фишбоун (рыбий скелет)
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат
анализу.
Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые
привели к проблеме.
Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Слайд 33Список
Список фамилий авторов (писателей, поэтов) определенной эпохи и страны.
Список
произведений
Список литературных героев конкретного произведения.
Список изобразительно-выразительных средств языка.
Список прозаических жанров.
Список ключевых событий.
Список афоризмов (автора), помогающих жить.
Список стихотворений, которые знаешь наизусть.
Список писателей - современников.
Список книг для самообразовательного (свободного) чтения.
Составлять.
Придумывать темы списков.
Ранжировать.
Исполнять и вычеркивать сделанное.
Маркировать.
Сортировать.
Исключать лишнее.
Продолжать
Вывешивать.
Хранить.
Анализировать. Воплощать в жизнь.
Читать.
Исправлять. Дополнять. Составлять коллективно и индивидуально.
Слайд 34Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема
стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах
(прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Пирамида-отзыв
О чём? (1 слово)
Особенности, отличия (2 слова).
Место и время
действия (3 слова).
Главные события (4 слова).
Главные герои, их особенности (5 слов).
Ваши чувства в ходе мероприятия (6 слов).
Попытайтесь дополнить первую строку (7 слов).
Ваше личное мнение, рекомендации (8 слов).