Слайд 1
Работа с текстом
на уроках
литературного чтения
«Люди перестают мыслить, когда они перестают
читать»
Дени Дидро
Слайд 2Актуальность проблемы детского чтения
Проблема детского чтения в России является
одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к
чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, и в других сферах.
Слайд 3Поэтапные виды работы с текстом
1 класс – обучение детей чтению
и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
Практическое отличие текста от
набора предложений.
Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Озаглавливание текста (подбор заголовков).
Слайд 4Поэтапные виды работы с текстом
2 класс - обучение детей работать
с текстом:
Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Смысловое
чтение.
Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).
Владение пересказом разного вида.
Выделение опорных слов (словосочетаний).
Подбор антонимов и синонимов к словам.
Характеристика героев и их поступков.
Слайд 5Поэтапные виды работы с текстом
3 – 4 класс – обучение
находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку
прочитанному.
Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.
Выделение главной и второстепенной информации.
Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями.
Слайд 71 этап. Работа с текстом до чтения
Цель-прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация -
предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.
Слайд 81 этап. Работа с текстом до чтения
Упражнения, направленные на развитие
навыка антиципации.
1.Заполнение буквенных пропусков.
2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными
линиями.
3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.
4.Чтение текста по нижней части букв.
5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
Слайд 92 этап. Работа с текстом до чтения
Цель-понимание текста на уровне
содержания.
Приемы работы с текстом.
Приёмы работы с трудными словами.
Приёмы работы над
выразительностью чтения.
Слайд 102 этап. Работа с текстом до чтения
Приемы работы с текстом.
Первичное
чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе).
Чтение с остановками.
Словарная
работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного.
Слайд 112 этап. Работа с текстом до чтения
Приёмы работы с трудными
словами.
«Шифровальщики».
Дети играют в парах: один в роли шифровальщика,
другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его.
Мороз школа игра парта ветер снег
Зормо лашок агри тарап тевер несг
«Наборщик», «Найди лишнее слово»,
«Каркас», «Угадай фразу», кроссворды,
ребусы, анаграммы, игры-задания.
Слайд 122 этап. Работа с текстом до чтения
Приёмы работы по формированию
навыка выразительного чтения
артикуляционная гимнастика;
прослушивание грамзаписи;
скороговорки;
хоровое чтение;
физминутки;
чтение по
ролям;
драматизация текста;
словарь настроений;
упражнение «Эхо».
Слайд 133 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания
текста на уровне смысла.
Приемы работы
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог,
дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Характеристика событий, места действия, поступков героев.
Выполнение творческих заданий.
Слайд 143 этап. Работа с текстом после чтения
Словарь настроений
предназначен для использования на уроках чтения в начальной школе
и служит для характеристики настроения, поступков героев литературных произведений.
Слайд 153 этап. Работа с текстом после чтения
Творческие задания
(традиционные)
Графическое иллюстрирование.
Словесное
иллюстрирование (рисование).
Творческий пересказ.
Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста.
Драматизация.
Слайд 163 этап. Работа с текстом после чтения
Творческие задания игрового действия
Составление
сказочных объявлений и телеграмм.
Лечу зверей и птиц.
Меняю «Азбуку» на билет
в кукольный театр.
Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.
Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.
Составление кроссвордов.
Книжки – самоделки.
Слайд 17ПРИЁМЫ Работы с текстом
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей»— прием организации индивидуальной
и групповой работы учащихся, когда идет актуализация имеющегося у них
опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
В корзину идей можно «сбрасывать»:
понятия, мнения, имена, факты,
проблемы.
Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.
Слайд 18ПРИЁМЫ Работы с текстом
Приём
«Дерево предсказаний»
На доске прикрепляется силуэт дерева:
Ствол
дерева - это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или
реальная ситуация, которые предполагают неоднозначность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.
Тема
ВОЗМОЖНО
ВЕРОЯТНО
Слайд 19ПРИЁМЫ Работы с текстом
Приём
«Написание синквейна»
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее
из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
1 строка -
одно слово – существительное. Это тема синквейна.
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4 строка - пословица, поговорка или крылатое выражение, относящиеся к данной теме.
5 строка - это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Школа
Начальная, средняя.
Обучают, учатся. Соревнуются.
Учение свет, а неученье тьма.
Знания.
Слайд 20ПРИЁМЫ Работы с текстом
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием может быть
использован на любой стадии урока:
на стадии вызова – это
вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания;
на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умений анализировать.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие односложного ответа.
Слайд 21ПРИЁМЫ Работы с текстом
Приём «Ромашка Блума»
«Ромашка» состоит из лепестков, каждый
из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, сколько лепестков
- столько вопросов:
Простые вопросы.
Уточняющие вопросы.
Интерпретационные вопросы. Творческие вопросы.
Оценочные вопросы.
Практические вопросы.
ЧТО?
КОГДА?
КАК?
ГДЕ?
ПОЧЕМУ?
ЗАЧЕМ?
ЕСЛИ, БЫ…
Слайд 22Проектная деятельность
Проект «Вместе с книгой мы растём»
Слайд 23Проект «вместе с книгой мы растём»
Слайд 24Информация
Презентация подготовлена по материалам методических рекомендаций
"Работа с текстом на
уроках литературного чтения».
Ссылка https://alla-mk29.wixsite.com/mysite/razrabotki-urokov
Автор Касьяненко Алла Ивановна
Kasynenko29@yandex.ru