Слайд 1Жезқазған қаласы.
№ 3 орта мектебінің
қазақ тілі мен әдебиеті
пәнінің мұғалімі: Альмишева Л.Ш.
«Бурабай-мифы и легенды»
тақырыбына жасалған зерттеу жұмысының жобасы.
Слайд 2Цели и задачи проекта:
Познание важнейших духовно-нравственных ценностей,
отражающих специфику развития
нашего
общества;
воспитание целостной и гармоничной личности учащихся с высоким уровнем самосознания;
воспитание моральных и нравственных качеств личности,
расширение их кругозора;
развить творческие способности учащихся;
расширение и углубление школьных знаний о природе;
воспитание у школьников убежденности охраны
окружающей природы и её изучении.
Прогнозируемый результат
Формирование и развитие у учащихся активной жизненной позиции;
рост уровня их познавательной и созидательной активности;
углубление знаний о природе, экологических особенностях
Казахстана;
расширение кругозора, всестороннее развитие личности, будут развиты творческие способности учащихся;
показ сложности и богатства растительного и животного мира Казахстана;
полнее познакомятся с многообразованием растительного и животного мира Казахстана.
Слайд 3І. Введение.
В краю легенд
Название одного из самых живописных уголков
Казахстана-Боровое-почти одинаково звучит по-русски и по-казахски. Природа создала в этом
краю фантастический мир красок и форм. Люди, очарованные красотой Борового, сложили поэтические легенды. Одна из них рассказывает, как Аллах, сотворяя наш огромный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим-высокие горы, одетые густыми лесами и белоснежными шапками, третьим дал плодородные поля, цветущие сады, а казахам остались лишь сухие степи и пески. Народ решил просить у Аллаха хоть малую часть того прекрасного, что осталось у него в коржуне. Но не откликнулся Аллах на мольбу степняков. Тогда веселый Алдар-Косе решил перехитрить Аллаха и предложил сыграть в прятки. Тот согласился. Но где можно спрятаться в пустынной плоской степи? Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним. Эту гору и сейчас зовут Букпа-«прятаться».
Слайд 4А хитрый Алдар-Косе незаметно проделал в коржуне дырку, из которой
высыпались на землю скалистые горы, вылились прозрачные озера и звонкие
родники. Горы те поросли густыми лесами, в которых поселились звери и птицы, а в озерах стали жить рыбы.
С каждым камнем Борового связано какое-нибудь предание. Если посмотреть вдаль на синие горы, кажется, что видишь великана, уснувшего среди лесов. Да, это гора «спящего батыра». В легенде рассказывается, что давным-давно славный Жеке-батыр нес здесь стражу и заснул на посту. Не разбудил его ни грохот обрушившихся скал, ни гомон наступившего утра. Так и спит он доныне горой-великаном.
Посмотришь в другую сторону и видишь как бы окаменевшего верблюда. Это гора бура, о которой казахи тоже сложили немало легенд. Рассказывают, что много лет назад жил здесь двугорбый красавец верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножия Кокшетау, но если случалась беда-джут ли, война ли-верблюд (по-казахски-бура) преображался. Стремительно взлетал он на вершину горы, и от его громоподобного рева содоргались скалы, замирала степь. Услышав призыв, люди собирались вместе, чтобы отразить нападение врага, отвести беду от родной земли. Народ глубоко почитал белого верблюда, берег от дурного глаза.
Слайд 5Но однажды на пути к водопою встретил буру надменный Касым-хан
и, забавляясь, пустил в него стрелу. Взревел от боли и
упал на передние ноги верблюд, а Касым-хан смеялся над его предссмертными муками и посылал в вещуна одну отравленную стрелу за другой-в голову, глаза, в сердце. Стеная, полз бура к озеру глотнуть живительной влаги, но сил не хватило. Превратился он в камень, стал горой.
Кокшетау-удивительный уголок нашей страны-издавна называли Казахстанской Швейцарией. Гранитные скалы высотой в несколько сот метров под действием ветров, дождей и солнца приобрели здесь живописный облик. В долинах и по склонам гор, на берегах голубых озер Боровое, Шучье, Большое и Малое Чебачье, растут сосны, осины и березы. Встречаются здесь целые рощи «танцующих берез», причудливо изогнутых ветрами деревьев. На лесных полянах-буйное разноцветье.
В лесах Борового водятся олени, медведи, кабаны, косули, волки, белки, лисицы, зайцы, встречаются и лоси. Здесь обитают около двухсот видов птиц. Голубые озера полны рыбой.
Слайд 6После сотворения мира летит Аллах над землей и разбрасывает из
своего хурджуна родники, реки и озера, горы и леса. Вот
и степи Казахстана показались, а мешок-то пуст, только в одном уголке осталось чуть-чуть-горы невысокие, но лесистые, озера неглубокие, но, глубые, прозрачные.
И зачерпнула все это щедрая рука в одну горсть и бросила на север, чтобы разбавить степи ковыльные да бескрайние. Так и появилось урочище Бурабай.
Слайд 7Эта чудесная земля взрастила многих народных певцов и акынов-Биржан-сала, Акан-серы.
Немало прекрасных стихов посвятили ей казахские поэты Сакен Сейфуллин, Касым
Аманжолов, Г. Орманов, Жубан Молдагалиев, Сырым Мауленов, Х. Бекхожин, Дикан Абилов, К. Идрисов, Т. Алимкулов.
Слайд 8Зима.
Скала Окжетпес и гора Синюха.
Скала Окжетпес-одна из красивейших вершин Кокшетау.
Название переводится дословно так: «не долетит стрела». Многие батыры и
джигиты пытались пустить стрелу на вершину горы и попасть в белый платок девушки, чтобы получить право взять ее в жены, но ни одна стрела не достигла цели. Разгневался хан на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины. Но ослушалась грозного хана красавица-калмычка. Не захотела стать наложницей или женой грозного хана красавица-калмычка. Бросилась она с вершины горного утеса в воды Голубого залива.
Так погибла красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Слайд 9Танцующие березы
Танцующие березы-уникальная березовая роща на берегу озера Боровое.
Молодые люди
аулов вокруг Бурабая, похоже, были все любителями искусства. Они собирались
на лужайке между лесом и восточной частью озера и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об этом узнает хан и хочет посмотреть на веселье. Переоделся он в простого джигита и пришел на игрища посмотреть веселье молодежи. Никто не узнавал в скромном джигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие, и веселье разгорелось вовсю.
Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки, белые в свете полной луны и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мелькание ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище.
Увлекшись искусством, хан помимо воли воскликнул:
О прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!
Заметив хана, кто-то воскликнул:
- О всесильный хан!
Тут все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:
О всесильный хан!
Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодые березки.
Слайд 10Скала Оқжетпес.
Слева гора Жекбатыр, справа гора Бурабай
Гора Бураба («бура»
означает «верблюд») действительно напоминает спину верблюда с двумя горбами. Рассказывают,
что жил в здешних местах огромный белый верблюд, который забрел сюда из южных пустынных степей. Тоскуя по родным местам, он каждый день поднимался на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содоргались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучи, скулили псы, взлетали птицы с насиженных мест, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если был очередной набег врагов-джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду.
Народ почитал, боготворил Буру, берег его от дурного глаза, ядовитой стрелы, освобождал его от всяких мирских забот. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит-сын хана. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза перед свитой себе подобных, он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову, глаза, живот умирающего буры. Верблюд гневно выл, предвещая горе и несчастье своему обидчику. Трубя, Бура полз к воде, чтобы глотнуть животворной влаги, но не дополз до берега, умер, превратился в камень, и народ нарек этот камень-Бура.
Слайд 11Скала Жумбактас (скала-загадка)
Очень-очень давно жил на этих землях богатый и
сильный бай. Было у него много сыновей и всего одна
дочь-красавица и мастерица на все руки. Отец хотел выдать ее замуж по крайней мере за бия или хана. Но вот в аул приехал джигит-и лицом прекрасен, и поет, и играет на домбре, ну настоящий султан среди джигитов. Джигит и дочь бая увидели друг друга и с первого взгляда влюбились. Бай узнал об их любви и решил уничтожить джигита. Узнав об этом, молодые под покровом темноты сбегают из аула. Прошло много времени, они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. На берегу озера Кумисколь у подножия Голубой горы они построили шалаш и стали там жить. Джигит построил лодку, и они часто плавали по водной глади залива. Залив был так прозрачен, а вода такая чистая, что видно было дно и голубое небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив). Влюбленные беспечно катались по заливу, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. А в это время братья искали свою сестру. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с бедняком, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Через некотрое время ищейки бая напали на след беглецов, но упустили их. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу и братья девушки выстрелили прямо в сердце возлюбленного. Джигит упал в воду. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой в камень. Всевышний выполняет ее просьбу. Позже наши предки назвали скалу Жумактас. И действительно, если посмотреть на скалу с одной стороны, она напоминает лодку, если посмотреть с другой-это настоящая девушка с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую сгорбленную старуху.
Слайд 12Гора Жекебатыр (Спящий рыцарь)
Высота горы-836 метров.
В одном из аулов рос
джигит необыкновенной силы, смелости и отваги. Повзрослев, увидел он нищету
беспросветную, горе народное. Аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигла участь рабов. Не умели жить мирно между собой и сами казахи-враждовали из-за пастбищ, невест… Опечаленный молодой батыр решил уйти из аула, добыть счастье, богатство и одарить ими всех сородичей. Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на коня и отправился за счастьем для своего народа. Однажды злые силы преградили путь батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным ни был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым носом, тонкими губами и бородой по пояс.
Слайд 13Болыпты баяғыда Жеке батыр...
Тау бағап жатады екен тігіп шатыр.
Бір күне
қарауылда қалғып кетіп,
Сол батыр бүгінгіше ұйықтап жатыр.
Сол батыр осы күні
бір үлкен жау.
Көз жұмған көкке қарап сыры үлкен тау.
«Ұйықтаған батыр» дейді таудың атын.
Адамша көлбен жатқан қыры үлкен тау.
Слайд 14Поляна Абылай хана
... В давние времена, когда только казахи владели
Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный орел-вещун. Он
зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела и не всякий доберется человек.
Слайд 15
Осень. Голубой залив.
Урочище Бурабай-Боровое одно из самых живописных уголков Казахстана,
край удивительных песен и поэтических легенд, является центром всемирно известной
курортной зоны. Первые поселенцы появились на берегах озера в 1870 году. В 1920 году Бурабай был объявлен курортом общегосударственного значения. Сейчас в Бурабае около 20 санаториев и домов отдыха. Здесь создан Государственный национальный природный парк. Наибольшая высота над уровнем моря-947 метров (гора Синюха или Кокше). Около 30 озер распологаются на территории урочища. Климатический курорт «Боровое» имеет первостепенное значение для легочных больных, страдающих нервным истощением и слабостью сердечной мышцы. Вода озера Майбалык по составу и вкусу похожа на знаменитую «Есентуки 17». Грязи степного озера Балпаш применяются при лечении полиартрита и радикулита.
Оқжетпестің етегінен басталып,
Ауылымда өріледі ақша бұлт.
Баттыырлардай Бурабайдың әр тасы
Жататұғын ер-тоқымын жастанып...
Алатындай сусынын бір қандырып,
Тас буралар айдынға ернін малдырып,
Тізіле қап тасқа біткен қарағай,
Батырлардай тұлпарларын шалдырып.
Маған қымбат әрбір қыры, сонысы,
Бурабайды қасттерлей ел борышы.
Сол бурабай бір тынысы халқымның,
Қадірменді қазағымның қонысы.
Саттар Сейтқазин
Слайд 16Скала Жумбактас. Сфинкс.
Вид сверху.
В северной части озера Боровое, в
середине залива, стоит гранитная складчатая скала Жумбактас-камень-загадка столь причудливой формы,
что всякому она видится по-своему. И легенд о ней сложено немало. В самой известной из них в эту скалу превратилась плененная воинами Абылай-хана красавица-калмычка, которая бросилась со скалы Окжетпес, чтобы никому из батыров не достаться в жены. Если обойти скалу, то вместо юного облика девушки возникает вдруг профиль древней старухи. Но каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Некоторые связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни.
Слайд 17Горы Синюха, Окжетпес,
Три сестры
Уже много веков прошло с той
поры, как Всевышний сотворил все, что есть на земле и
на всякий случай решил вернуться, чтобы проверить, так ли все живут, как было задумано. Оказалось, что многие жители желали для себя большего и пришли к нему со всех сторон света в середину Евразийского материка-в степи Сарыарки с жалобами. Слон жаловался на жару, таежный медведь-на долгую зиму, пустынная антилопа страдала от пыли и жары. Пришел и человек, который сказал, что слишком загадочна жизнь и томится он разными желаниями, которые сам не в силах исполнить. Не понимали живущие на земле, что довольному всем нет нужды что-либо делать, даже незачем вставать после сна, и, получив все, камнем застынет он в своем блаженстве. И тогда всевышний обещал им, что не будет ни холодно, ни жарко, ни слишком влажно, ни слишком сухо, и сделал всех такими довольными, что они уснули вмиг и окаменели навек.